[identity profile] eliabe-l.livejournal.com posting in [community profile] aurora_caffe
Напишу мою гипотезу, то, о чем думается, но в чем неуверена. Хочу попросить Вашего мнения по этому поводу.

Начну немного издалека. Я в силу профессиональных интересов занималась французскими левыми 1920х-1930х - просто потому, что они были  союзниками людей, который меня интересовали всерьез. Я читала их прессу, их брюшюры, их письма иногда. И, конечно же, волей - неволей узнавала не только о них, но и о настроениях большой части французского общества той поры. Оно было травмировано Первой Мировой - никто, собираясь в 1914 году на войну, не думал, что она будет такой ожесточенной, такой тяжелой, вызывет столько жертв на фронте и столько мук в тылу. И вот эта травма серьезно повлияла на французскую политику в 1930х, когда в Германии пришел к власти Гитлер, - люди не хотели воевать, хотели помириться любой ценой, ждали, что пронесет. У Эренбурга в "Падении Парижа", по-моему, есть сцена, которая меня когда-то впечатлила, - идут то ли очень серьезные разговоры, то ли переговоры о том, что делать, что предпринять по отношению к угрожающей Германии. Но идут они в прекрасном дворце, которых так много во Франции, весной, цветут розы, лиловая глициния въется по стене, солнце, сад дышит покоем, и невозможно думать о войне, об угрозе. И никто никаких решений не принимает.

И вот стала я вспоминать, как у нас дома, да и во всех других домах, в Новый год говорили: "Хоть бы не было войны!". Как пели про "праздник с сединою на висках". Как любой ценой хотели ужиться с угрожающими нам странами. Как не хотели верить в то, что они всерьез настроены на враждебные действия. Как наши политики пытались их уговорить, с ними договориться. И стало мне казаться, что  и у нас война вызвала мощную травму, а это настроение породило определенную политику. Ведь советское общество 1920х, скажем, было очень конфликтным, непростым, но страха не было, и оно было куда более уверенным в своих силах. А советское общество 1970-1980х обладало несравнимо бОльшими ресурсами, но что-то было утрачено безвозвратно.

Date: 2022-05-09 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-05-09 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Следует обдумать, но первое, что мне захотелось сказать, — из воспоминаний детства. В 1975 году праздновали 30-летие Победы (я готовилась осенью идти в первый класс). В этот период между нашим СССР и Китаем резко обострились отношения, вплоть до каких-то столкновений на границе. И все взрослые только и повторяли: лишь бы не война!.. (В Мелитополе, который в годы Великой Отечественной был в оккупации, это немаловажно, потому что в те времена память о войне была очень острой и очень личной практически для всех в моем окружении.)
/ Л.
Edited Date: 2022-05-09 04:24 pm (UTC)

Date: 2022-05-10 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Я не вполне признаю за собой право что-то комментировать, т.к. не коснулась меня война и послевоенные трудности, а 90-е, в детстве пережитые, след оставили, но это не сравнимо. И все-таки...
Люди благополучных и сытых 70-80-х обросли благами, так скажем. В основном "нажитыми честным непосильным трудом", ну, явно не непосильным уже. И... очень боялись что-то потерять. Рискнуть своим комфортом.
Одновременно и вследствие этого начали оплывать жирком мозги и души. Что себя лишний раз травмировать какими-то там далекими событиями, трагедиями? так празднования 7 ноября, 9 Мая, 8 Марта, 1 Мая превращались в "просто выходные" и заводские премии, а для части граждан — в "бухаловку". А фраза "войны нет, и ладно" стала дежурной отмазкой, чтобы свое спокойствие охранять.

Date: 2022-05-10 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] gran-salis.livejournal.com
Я немного постарше тебя буду )) но впечатление у меня сходное.
Причем это не только у нас так. На примере кино. В 50-60-х сама мысль о третьей мировой, тем более с применением ядерного оружия, сводила людей с ума (эпизод в "Сладкой жизни" Феллини или основа сюжета "Причастия" Бергмана, да и "Жертвоприношение" Тарковского сюда же). К средине 70-х острота восприятия проблемы и вместе с тем страх притупились, убежденность в том, что надо что-то отстаивать, держаться каких-то принципов безо всякой материальной выгоды,занимать одну выбранную сторону в конфликте — тоже расплылась. Я уж не говорю про тренд конца 80-х, все эти бесконечные конференции по разоружению.
Нет, поймите правильно: если можно решить проблему не доводя до войны, я "за". Но миротворчество под собой далеко не всегда несет действительно мирную политику и мир, а вот на идеологической и идейной сфере отражается... Как, мы с вами наблюдали воочию ((

Date: 2022-05-10 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
пусть будет

Date: 2022-05-10 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
В политике возможно руководствоваться либо выгодой, либо принципами. При этом в капиталистическо-империалистическо-колониальном мире вторые чаще проигрывают первым, и им приходится идти на компромисс. Вот как далеко этот компромисс зайдет — вопрос.
Я себе не до конца представляю мир политиков СССР, тем более позднего СССР. То, что написано по этому поводу, даже с благими намерениями, все равно является частью некой конъюнктуры и преследует цели, не всегда соответствующие установлению истины.
А из собственного опыта — по крайней мере, во внутренней политике нечем было дышать от фарисейства. В международной, впрочем, тоже, особенно юление наших дипломатов в ближневосточных конфликтах. Вариантов разрешения этого тотального лицемерия было два: радикальная смена этой элиты и "возврат к истокам" либо то, что в итоге и реализовалось.
Но связано ли это с пережитым в Великую Отечественную? Мне кажется, нет. Советские политики 70-80-х биологически, так сказать, относились к военному поколению; частично даже к воевавшим (тот же Леонид Ильич), но фактически рулили уже не они. Но коллективная память элиты — не то же самое, что коллективная память народа.
Кстати или некстати, еще одно замечание. Непосредственно после победы еще довольно долго в обществе, именно в народе, осознавалась опасность повторения войны и готовность снова выступить против врага, с учетом опыта (и ошибок тоже). Как минимум, надо уметь стрелять, надо заниматься физподготовкой, надо учить чужие языки (переводчики), надо быть бдительными к потенциальным диверсантам и шпионам — да, вот на таком уровне в конце 40-х это присутствовало. Несмотря или вопреки травме.

Date: 2022-05-10 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Если окинуть взглядом послевоенные противостояния, у меня не складывается впечатления, что СССР шел на попятный в случае острых конфликтов.
Июньский мятеж 1953 года в ГДР — подавлен при прямом участии вооруженных сил СССР.
Фашистский мятеж 1956 года в Венгрии (кстати, одна хорошая девушка с ФБ, Тамара, ребенком пережила этот кризис, там, на месте действия, и хорошо помнила, что именно венгры устроили резню) — подавлен советским военным контингентом.
Второй взбрык ЧССР 1968 года (первый был в 1953), известный как "пражская весна", — наши танки сказали свое веское слово.
Это наиболее серьезные, были еще "по мелочи", но и в тех ситуациях не прямо, так косвенно, исход конфликта определял СССР, не особенно оглядываясь на буржуазное международное "право" (которое кому право, а кому и налево) и визги "свободной" прессы.
Карибский кризис!
1979 год, ввод "ограниченного контингента" в Афганистан. Преодолевая довольно сильное внутреннее сопротивление, не говоря о внешнем.

Где та "точка невозврата", когда СССР изменил курс, стратегию и тактику, и вообще все, что было бы не нужно менять?.. По крайней мере, хронологически это отстоит от Великой Отечественной уже далеко, почти на два поколения.

Date: 2022-05-10 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
p.s. Вот, я уже говорю порой — наши... наши танки ))

Date: 2022-05-10 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Непосредственно после победы еще довольно долго в обществе, именно в народе, осознавалась опасность повторения войны и готовность снова выступить против врага, с учетом опыта (и ошибок тоже). Как минимум, надо уметь стрелять, надо заниматься физподготовкой, надо учить чужие языки (переводчики), надо быть бдительными к потенциальным диверсантам и шпионам — да, вот на таком уровне в конце 40-х это присутствовало. Несмотря или вопреки травме.
Знаешь, и это не удивительно. В западной Украине и Молдавии, в Прибалтике, в ГДР и Польше еще с десяток лет после 1945 года (!) продолжались реальные диверсии, de facto — гражданская криптовойна.

Date: 2022-05-11 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
Да, доказательно. На что еще я обратил внимание именно сейчас, под влиянием вопроса.
В течение многих лет А.А.Громыко был министром иностранных дел, и называли его — та, враждебная сторона — "господин НЕТ" ("mister NO"). Тем не менее, в плане системы сдерживания и взаимных договоренностей о разоружении он ввел важные инициативы.
И именно он выдвинул кандидатуру М.И.Горбачева в 1985 году (на должность генсека), сам же в 1988 году был номинальным главой государства (Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Впрочем, это было недолго, в 1989 году Андрея Андреевича не стало.
Не стремясь и не желая преувеличивать роль личности в истории, все же есть кое-какие основания связывать заметное изменение международного курса с этим человеком. Или нет?

Date: 2022-05-12 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Кстати, да, я собственными ушами слышала рассказ. У нас была очень пожилая соседка, так она после войны училась в школе с немецким языком продвинутым, чтобы "СТАТЬ РАЗВЕДЧИЦЕЙ, КОГДА БУДЕТ ВОЙНА". *пардон, нечаянно капслок нажала, но, видно, это неспроста.* И еще. Перед войной Севастополь был, ЕМНИП, открытым городом, а после войны его закрыли, т.е. въезд был только по вызову и после проверки документов. Capra Milana лучше всех подтвердит.

Date: 2022-05-12 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Так и международное положение менялось, нужно было не то что к нему приспосабливаться, но учитывать...

Date: 2022-05-13 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Нет, бедность — это не залог революционности, патриотичности и т.п. А благосостояние не отрицает наличия этих качеств. Во-первых, Вы уже сами начали говорить о роли труда в росте благосостояния. Так вот, я застал времена, и про них говорю, когда принципом "правильной" социализации стало "меньше работать — больше получить".
Благосостояние может быть самоцелью. И тогда человек ни одной своей вазочкой не пожертвует ради голодающих Африки. Но и не факт, что грудью ляжет на вражеский пулемет, защищая свои вазочки, стенку и машину.
При коммунизме, как я это понимаю, благосостояние, во-первых, неотделимо от особенного отношения к труду, даже самому простому. Во-вторых, является не целью, а средством, потому что время, высвобождаемое для человека за счет всяких гаджетов и техники, и его самочувствие, которое тоже является следствием благосостояния (здоровье, в частности), ему должны бы открывать возможность самосовершенствования и самовоспитания. В идеале это так.

Конечно же, я говорю о том, что мне не понаслышке знакомо, я так и предупредил. Политики, хоть советские, хоть постсоветские, для меня совершенно далекая и скорее враждебная сфера. Чем они руководствуются, можно только догадываться, но точно не чаяниями народа. Поэтому если в отношении народа и можно говорить о травме, например, в политике это никак не учитывается. ИМХО.
Edited Date: 2022-05-13 07:16 am (UTC)

Date: 2022-05-13 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Коллега [livejournal.com profile] pere0duchesne, кажется мне, во многом прав. Кроме того, в Первую мировую войну Россия пострадала не меньше Франции, следовательно, и та травма должна была проявиться во внешней политике (уже не империи, но нового государства-преемника).

Date: 2022-05-14 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Елисейские поля в течение двух последних лет были заповедной вотчиной фашистов. Здесь каждый день избивали до крови продавцов левых газет, рабочих, заподозренных в причастности к Народному фронту, и евреев. Нарядная публика на террасах кафе привыкла к проделкам «золотой молодежи».

В этот день, однако, Елисейские поля были оккупированы пришельцами из чужих кварталов, и возле Триумфальной арки начался настоящий бой. Фашисты были вооружены резиновыми дубинками, кастетами, ножами. Один из рабочих упал на мостовую; лицо его было в крови. Мишо пытался вырваться из кольца. Вдруг он почувствовал острую боль, как будто его полоснули по спине ножом. Тогда он зажал в кулак дверной ключ и стал им бить нападающих. Полицейские энергично прикрывали фашистов: они не думали ни о Блюме, ни о Виаре; по привычке они били бедно одетых и защищали завсегдатаев Елисейских полей. На выручку Мишо подоспели товарищи. Один фашист пытался повалить Мишо, но тот извернулся и оглушил противника.
А солдаты, проходя мимо, глядели на побоище.
...Бретейль ждал его в небольшом домике близ Фэрте. Место было чудесное; оно располагало скорее к любовной идиллии, нежели к заговорам. Дом стоял на крутом берегу Марны; с веранды была видна река, острова, поросшие камышом, луга с пятнистыми коровами, которые как бы дремали, окунув свои морды в яркую зелень. Веранда была обвита глициниями, и сладкий запах наводил дрему.
...Пикар молчал. Он пристально глядел на дальние поля; казалось, он что-то рассматривает; но он ничего не видел, кроме нестерпимо яркого света. В душе его царило смятение. Он даже хотел крикнуть, сломать графин, уйти. А глицинии сладко пахли, и жужжали вокруг шмели. Потом Пикар вспомнил толпу на Елисейских полях. Канальи!.. Нет, это не Франция! А тогда Бретейль прав. Даже Гитлер лучше… Пикар наконец заговорил. Он сам не узнал своего голоса, придушенного, мертвого:
– Если вы видите верно, вы взяли на себя страшный крест. А если вы ошибаетесь… Нет, я не хочу об этом думать! Я привык повиноваться. Я теперь все отдаю: не только жизнь – честь…
И.Эренбург, "Падение Парижа"

Для персонажа романа Гитлер "лучше" толпы бедно одетых простолюдинов, которые в тот момент составляют, по существу, и представляют антифашистское движение в Париже.

Date: 2022-05-14 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
А мне вспомнилось, как Илья Эренбург говорит о травме революции, это роман "Заговор Равных (https://istmat.org/node/28079)". Рассуждения от лица Бонапарта, который хорошо понимает, что новых народных революций можно не опасаться до тех пор, пока не зарубцуются вспоминания о 1789-1794 годах.
Edited Date: 2022-05-14 02:47 pm (UTC)

Date: 2022-05-18 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Я могу подтвердить со слов моей мамы, не знаю, лучше ли всех... В 1947 году ее, еще несовершеннолетнюю, и ее маму, мою бабушку, из-за проверки перед въездом в Севастополь не пустили вовремя даже на похороны дедушки (маминого дедушки, бабушкиного папы, моего прадедушки). Им разрешили въезд спустя две недели. Вот так сурово.
В 1953 году мама, старшеклассница, приезжала к своей бабушке на каникулы, и это снова было оформление вызова, проверка перед въездом в город.
Когда открыли Севастополь, точно не помню. Кажется, в 1956. В 1984 его снова закрыли, я еще думала, смогу ли туда попасть или нет... Не попала ((

Date: 2022-05-19 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Солидарна.

Date: 2022-05-22 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gran-salis.livejournal.com
Колло, с тобою я согласен полностью. Советские дипломаты конфликтов не искали, но в случае необходимости и не уклонялись.
"Точка невозврата"... А по-моему, это козырев (пишу с маленькой буквы — и это не очепятка). Возможно, чуть-чуть раньше — когда начался вывод советского военного контингента из Афгана. От кого это на деле зависело и кто рулил в этот момент в МИДе, вряд ли мы узнаем. Ну, как-то так (с)

Date: 2022-05-22 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] gran-salis.livejournal.com
О своих впечатлениях об этой прослойке я могу говорить лишь нецензурно невежливо, поскольку, как бывший сын позднесоветского номенклатурщика, лицезрел все это изнутри, так сказать.
Оглядывались ли они на мнение народа тогда? За высшее звено не скажу, а средний и мелкий ранг — боялись только публичных дел. связанных со взятками, протекциями и т.д.

Это несколько в сторону от основной темы, но...

Date: 2022-05-24 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Спасибо, я это и подразумевала, Вы рассказывали.

Profile

aurora_caffe: (Default)
p.o.i.n.t...d.u...j.o.u.r

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 05:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios