Нашла сравнение наших революционеров с французскими, о которых когда-то говорила. Троцкист (впрочем, довольно эклетических взглядов) Григорий Григоров, рассказывая о своих разговорах с одним из личных секретарей Л. Д. Троцкого Владимиром Яцеком, писал, что, они, говоря о современности, использовали образы Великой французской революции.
Они отождествляли Ленина с Робеспьером, Демулена с Бухариным и Дантона с Троцким.
Что Вы на эту тему думаете, дорогие собеседники?
Они отождествляли Ленина с Робеспьером, Демулена с Бухариным и Дантона с Троцким.
Что Вы на эту тему думаете, дорогие собеседники?
no subject
Date: 2022-05-14 06:36 pm (UTC)Сам Ленин считал и называл себя якобинцем. Он же писал где-то (пишу из далека, из очень жаркого города, устала и не ищу цитату), что якобинец, вооруженный знанием Маркса, и есть революционный социал-демократ, читай большевик. Сами большевики первой волны себя рассматривали как продолжателей дела якобинцев.
Сравнения я понимаю так (это не имеет отношения к реальным персонажам, а к их образам в русской революционной культуре.
Ленин — якобинец. Он и сам таким себя считал, и в русском рев. движении начала века якобинцами называли противников реформистом. Якобинец тут левый радикал.
Троцкий — Дантон, как Вы правильно написали, как главный положительный герой, свободный от эксцессов якобинцев. Революционный в меру.
Бухарин — Демулен, то есть революционный болтун.
Наши оппозиционеры никак не назвали Сталина, но это видно из всей цепочки сравнений. Сталин - Робеспьер. Причем для них, и Ленин, и Сталин — не идеальные герои, а, скажем, так "с червоточинкой".
no subject
Date: 2022-05-22 09:38 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-25 06:39 am (UTC)