[identity profile] .livejournal.com posting in [community profile] aurora_caffe
То есть для меня лично - в неожиданном.

Взрослый? Только не я! Как сама жизнь,
что никогда не созревает — всегда чуть с кислинкой,
от одного сверкающего дня к другому —
я умею только оставаться верным
великолепному однообразию тайны.
Поэтому я никогда весь, целиком,
не отдавался счастью — и даже
в тревожной уязвимости грехов
не знал настоящего раскаянья.
Равный, вечно равный невыразимому —
у самого источника того, что есть я.


"богатство знания"

Но в мире, у которого нет даже
понятия о собственных страданиях —
в весёлом, грубом и лишённом веры мире —
я обладал несказанным богатством!
Не только по одёжке или жестам
во мне видна была буржуйская степенность —
шальная скука и подавленная страсть —
но — очевиднее всего — во мне жило
незнание своих сокровищ.

То, что я беден, для меня был просто случай
(быть может сон или невнятный акт
отказа от земных даров во славу Божью).
Но сколько мне принадлежало книг,
полотен в галереях, инструментов
любых наук! В моей душе в страстях рождался
святой Франциск с блестящих репродукций
и Гроб Господень на знакомых фресках,
творения Монтерки или Пьеро —
почти что знаки совершенного богатства,
объекты обожанья мастеров —
Лонги и Контини, которым подражал
несметный сонм прилежных школяров —
и оттого они были прекрасны.
Я знал, что этот капитал почти истрачен,
ресурс исчерпан — но я всё же был
подобен богачу, что потерял
семейный замок и поля, но, по привычке,
по-прежнему считает их своими.

...
Автобус доезжал до Портоначчо,
нырял под набережную Верано,
там нужно было выходить, потом бежать
на площадь, полную снующих душ,
врываться с боем в переполненный трамвай —
ещё чуть-чуть, и он ушёл бы из-под носа.
Я окунался в свои мысли на подножке,
в толпе старух и грязных пацанов.
Вокруг мелькали спящие кварталы —
вия Морганьи, площадь Болоньи, здесь деревья
были желты от мёртвого света, обломки стен,
домишки ветхие, новые апартаменты,
хаос города. Белизна
утреннего солнца — усталого, тусклого...


Не маленькая подборка переводов стихотворений товарища Пазолини,
переводчик - Роберт Мок.

Date: 2022-01-06 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2022-01-06 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Что посоветуете посмотреть в кино?

Date: 2022-01-08 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
"Теорему" )))

Date: 2022-01-07 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Поэтических достоинств я не нашел — возможно, в оригинале это действительно поэзия, не могу оценить, — но для понимания того, как мыслит этот гражданин, тексты важные.

Например,
Красному знамени

Для тех, кому знаком один твой цвет,
о красный флаг,
ты, может быть, и вправду существуешь,
поскольку существует он -
как для покрытого коростой и чумой
наёмного рабочего, который
уже стал попрошайкой,
для неаполитанца, что стал калабрийцем,
для калабрийца, что стал африканцем,
для африканца, ставшего похожим
на бессловесную корову или пса.

Тому же, кто едва узнал твой цвет,
о красный флаг,
понятно острожное стремленье
не узнавать тебя вблизи.
Ведь ты уже увенчан всевозможной
и буржуазной, и пролетарской славой.
Ты превратился в тряпку,
и лишь последний нищий
сегодня рад размахивать тобой.

из "Новых эпиграмм", 1958-59

Date: 2022-01-09 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
Не знаю, можно ли это сюда отнести, было ли Пазолини известно о таких фактах... Красное знамя было поднято над Марсовым полем не со стороны мирных манифестантов, а со стороны их убийц, как знак "опасности". Думаю, еще подобные примеры есть в истории.

Date: 2022-01-16 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Мне кажется, если я не ошибаюсь, Пазолини был одним из критиков сталинского СССР, вплоть до того, что не признавал наш строй коммунистическим и социалистическим. Возможно, и с этим связано стихотворение, учитывая 1958 год.

Date: 2022-01-16 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Возможное объяснение.

Date: 2022-01-19 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Интересно поискать и в этом направлении.

Date: 2022-01-20 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Я только читал, что в те годы в СССР приезжала делегация французских кинематографистов и актеров, в их числе Жерар Филипп, Ив Монтан, Симона Синьоре, и что в каких-то реалиях они разочаровались. Об итальянцах и именно о Пазолини ничего такого не слышал...

Date: 2022-01-07 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Вынужден констатировать: некоторые фильмы гражданина Пьера-Паоло мне нравятся, некоторые я считаю даже непревзойденными. А его стихи я совсем не понял, к сожалению.

Date: 2022-01-07 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com
Вынуждена присоединиться. Вроде бы его фильмы я понимаю, льщу себя надеждой, хоть частично. "Теорему", там... А в стихи, что называется, "не въезжаю". Может, момент для знакомства неподходящий.

Date: 2022-01-08 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Может быть, действительно есть такого типа люди... умеют передать мысль в образах, разносторонне и глубоко, а в словах не получается. Первые, конечно, нужны в кинематографе, живописи и других чувственно воспринимаемых видах искусства, а те, кто подлинно владеет словом, — занимают свое место в литературе.
Бывает гармоничное соединение способов мышления, но не так часто.

Date: 2022-01-08 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Да, понять его стихи и его высказывания иногда непросто. Еще и потому, что мы не всегда представляем контекст.
Меня удивляет, что мысль, выраженная в этом стихотворении ("Красному знамени") высказана ровно за десять лет до наиболее известной "дискредитации" красного флага - это по мнению Пазолини же - в бунтах 1968 года.

Но, хоть это не является ответом на вопрос, приведу одну из его убийственных инвектив: "Обуржуазивание есть часть классовой борьбы". Вы, наши далекие друзья века ХаХа-1, ощутили его на себе сполна ((

Date: 2022-01-08 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Умен синьор Пьер-Паоло. А тялигенция-диссиденция — феерически глупа. Именно это! "обуржуазивание"! Еще товарищ Вейтлинг, хотя иными словами, говорил об этом. Чтобы не было ясно, где свой и где чужой. Чтобы трудно было противопоставлять и сравнивать. И чтобы в итоге само слово "пролетарий" превратилось в презрительную кличку, в каинову печать. Чтобы различия виделись не классовые, а "культурные". И они этого с триумфом добились (((

Date: 2022-01-08 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] gran-salis.livejournal.com
"Он был прав!"

Date: 2022-01-16 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Это точно. Я, дочь крестьян с хутора, и со мной учились дети крестьян и рабочих, и как быстро мы потом "обуржуазились" (будучи уверенными, что "обинтеллигентились").

Date: 2022-01-19 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Все мы немножко лошади )

Date: 2022-01-08 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Я тоже не буду делать вид, будто мне все понятно )

Date: 2022-01-09 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Вот с тобой я согласен. А с Пазолини-поэтом не могу ни согласиться, ни НЕ. Честно говорю - его ассоциации и реминесценции мне непонятны. В фильмах другое дело.
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Когда вчера в Валле Джулиа вы бились
с полицейскими,
я симпатизировал полицейским!
Потому что полицейские – дети бедняков.
Выходцы из периферии, сельской или городской.
Что до меня, я достаточно хорошо знаю,
Как они жили в детстве и юности:
Каждая тысяча лир на счету, отец, который
Так и не повзрослел
Из-за нищеты, не дающей полномочий.
Мать, грубая как грузчик, или нежно-болезненная,
Как птица;
Множество братьев, лачуга
Среди огородов с красным шалфеем (на клочке
Чужой земли); окна на сточную канаву
Или квартиры в больших
Многоквартирных домах для бедноты, и так далее и
так далее.
И потом, смотрите на них, как они одеваются:
Будто клоуны,
Эта грубая одежда, пахнущая армейской пищей,
Ротной канцелярией и толпой. Хуже всего,
естественно,
то психологическое состояние, до которого они
доведены
(за сорок тысяч лир в месяц):
никаких улыбок,
никаких друзей во всём мире,
отрезанные,
отверженные (нет равных такой отверженности);
униженные потерей человеческих свойств
ради свойств полицейских (быть ненавидимым, значит, ненавидеть).
Им двадцать лет, столько же, сколько вам,
Милые мальчики и девочки.
И мы, безусловно, заодно против института полиции.
Но схватитесь с судебной системой, и вы увидите!
Парни-полицейские,
которых вы отлупили в духе священного хулиганства
папенькиных сынков
(благородная традиция Возрождения)
принадлежат к другому социальному классу.
В Вале Джулиа, таким образом, произошёл эпизод
Классовой борьбы: и вы, друзья (хоть и стояли за
праведное дело), представляли богатых,
в то время как полицейские (стоявшие за
неправедное дело)
представляли бедных
.

Date: 2022-01-08 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
И это правда ((( В нашем городе есть полицайское училище, претенциозно именуемое "институт МВД". Набирают туда главным образом вьюношей и девиц из мелких городков и поселков области. По видимости, они идут охотно: общежитие, форма, кормежка. Альтернатив-то все равно нет, ибо после своих задрипанных школ поступление в вуз им не светит никогда, работать — негде, поскольку предприятия все градообразующие, все производства (кроме УГМК и Синары) уничтожены, беспросветный алкоголизм, бытовуха, нищета и соблазны из рекламы. Связно говорить они не умеют, зато их постоянно гоняют на уроках физподготовки по лыжной трассе до газораспределительной станции и обратно. И когда видишь эти физиономии... отчетливо представляешь, как они своих родителей и соседей будут лупить демократизаторами, случись, паче чаяния, некое недовольство населения. У них нет ничего — ни цели, ни идеалов, ни принципов, есть только обещание безнаказанности и императив слепого повиновения приказу. И ведь ничего не попишешь — они действительно дети народа, они и есть народ...

Date: 2022-01-08 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Ну да... В конце концов, в коммунаров стреляли тоже дети народа (((

Date: 2022-01-09 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Так и мне понятно. У Маркса или у Энгельса в каком-то из текстов есть пояснение, что классовая принадлежность - это не собственно социальное происхождение, богатство или бедность, статус в обществе, а уровень понимания анатагонизма и... ну, симпатии, что ли. Или лучше сказать, самоидентификация - с кем?
Полицаи, из нищеты и пьянства, и так не только у нас в России, - родились среди эксплуатируемых. Но идентифицируют-то они себя с государством, то есть, в итоге, - с эксплуататорами. Так ведь?

Date: 2022-01-09 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] 1759-28-10.livejournal.com
Рассуждение в чем-то справедливое... мне нужно обдумать!

Date: 2022-01-13 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
История тому не раз являла подтверждения.
У Пазолини весьма субъективный взгляд на многие проблемы. Отчего, наверное, он и не "вписывается" ни в какую парадигму, концепцию или идеологию.
Как всегда, в этом его сила как художника и слабость как мыслителя.

Date: 2022-01-15 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
О, да. Например, Чили, 1973 год. Чьими руками военщина совершила переворот? - теми самыми, рабочими. А Франко в Испании? К сожалению, у трудящихся почему-то гораздо хуже с самоорганизацией и классовое сознание и солидарность... не всегда на высоте. То есть буржуины всех стран быстрее консолидируются, чем пролетариат.

Date: 2022-01-16 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Вы правы, гражданин Антуан, только здесь идет речь не столько о классовой принадлежности, сколько о классовом самосознании, это разные понятия и разные феномены, если я не все еще забыла из марксизма-ленинизма.
Классовая принадлежность определяется местом в производственных отношениях, то есть каким способом он получает свою долю произведенной обществом стоимости.
А классовое самосознание - осознание принадлежности к определенной группе и разделение ее экономических и политических интересов.

Date: 2022-01-19 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Я так и думал, что наша молодежь что-то слегка напутала )))

Date: 2022-01-20 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Это смешивает далеко не только молодежь... так же, как, например, смешивают вопросы "зачем" и "почему".

Date: 2022-01-20 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
Что сказать... Вы отлично учились и Вас отлично учили общественным наукам, товарищ Изольда - мадам Иоланда!!!

Date: 2022-02-04 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com
Учили очень хорошо. Я, со своей стороны, старалась учиться, хотя на веру редко принимаю что-то. Жизнь во многом убедила.

Date: 2022-01-21 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Наверное, так. Важнее, с кем и кем себя ощущает, представляет человек. Нищий рабочий по уши в кредитах, мечтающий только о личном благополучии и не принимающий во внимание общую социальную справедливость, - по самосознанию не пролетарий, разумеется. И на него опереться эксплуататорскому государству проще простого (

Date: 2022-01-22 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2022-01-31 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2022-01-22 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Термины ниже уточнили, а по существу - ты прав.

Date: 2022-01-31 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Суть возражений я понял. Да, речь о самосознании, если выражаться точно.
Page generated Jan. 13th, 2026 08:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios