Olympe de Gouge, брошюра о ней
Mar. 12th, 2025 10:54 pmУважаемые знатоки французской революции! Прослушала небольшую книгу или брошюру, посвященную Olympe de Gouge. Ее считают одной из первых феминисток, так как во времена Великой Французской революции, она активно защищала равноправие женщин и их право участвовать в публичном пространстве, в политической деятельности. Была она близка к жирондистам, настроена умеренна, общалась с Кондорсе и Мирабо, но при этом идеи свои - женское равноправие, борьбу против рабства, равные права всех рас и народов, - защищала почти фанатично, что, в конце концов, ей стоило ареста и эшафота.
Брошюра по-французски. Если она нужна, с удовольствием поделюсь.
Брошюра по-французски. Если она нужна, с удовольствием поделюсь.
no subject
Date: 2025-03-12 09:56 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2025-03-13 04:08 am (UTC)-Блин'аБлана в сборнике, если она издана отдельной брошюрой, то...По поводу
"женское равноправие, борьбу против рабства, равные права всех рас и народов, - защищала почти фанатично, что, в конце концов, ей стоило ареста и эшафота" — на эшафот ее отправили НЕ ЗА ЭТО. Аболиционизм и равные права рас были, вообще-то, "трендом" ВФР, да и женщинам кое-что перепало, хотя бы право на развод. Олимпию осудили за промонархические публичные высказывания в момент суда над Луи Толстым и за публичную же защиту жирондистов после 31 мая 1793 и после 13 июля 1793. Можно было без этого (ее осуждения и казни) обойтись, но что было, то было.
no subject
Date: 2025-03-13 09:20 am (UTC)Прощу прощения за слишком сильное упрощение. Вы правы, ее осудили не за эти высказывания. Cécile Berly, автор брошюры, однако, полагает, что ее осудили и не за промонархические высказывания, более того, автор не считает ее монархисткой. Она полагает, что Олимпия последовательно выступала против любого революционного насилия, она была умеренной. По мнению автора, Олимпию осудили за призывы к федерализации.
Что же касается прав женщин или прав рабов, Cécile Berly утверждает, что идеологи ВФР были враждебно настроены к предоставлению женщинам публичных прав, и были намерены сохранить рабство в колониях.
no subject
Date: 2025-03-14 03:47 am (UTC)Брошюру я бы с интересом пролистал, за предложение вам спасибо, но формулировка такая вот с ходу настораживает. Потому что единства по вопросу предоставления гражданских и политических прав женщинам не было никогда, и говорить о некой "генеральной линии партии" не приходится. А рабство...
"В 1794 г. Франция стала первой страной в мире, отменившей не только атлантическую работорговлю, но и сам институт рабства, и провозгласившей, что африканские рабы так же обладают правами человека, как и все остальные люди." (статья Аллена Фореста, по ссылке невозбранно можно скачать статью в pdf в рус.переводе (https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4695)) Да, "бизнес", вероятно, был недоволен, но тогда вернемся к вопросу, кто же такие эти "идеологи"? Если Конвент, так Конвент рабство отменил и равенство провозгласил.
no subject
Date: 2025-03-14 08:57 am (UTC)Прошу снисхождения. Вероятно, идеологи ВФР это очень неточно, но я писала краткое оповещение, чтобы предложить брошюру библиотеке, а не пост. Если брошюра интересна, свяжитесь со мной обычным способом, я ее перешлю.
По поводу рабства, то, помнится в восстании рабов на Гаити все далеко не сразу было однозначно.
no subject
Date: 2025-03-15 05:08 am (UTC)no subject
Date: 2025-03-15 09:06 am (UTC)Ну мне это совсем не свойственно.
no subject
Date: 2025-03-15 09:39 am (UTC)"Guillotinées
Une tentative méritoire pour faire revivre quatre victimes de la dictature robespierriste. Une analyse psychologique et historique un peu courte"
Речь идет о Марии-Антуанетте, Дюбарри, Манон Ролан и Олимпии. "Жертвы диктатуры"?.. Этих четверых людей в один ряд поставить, и Марию-Антуанетту считать "жертвой"?.. 🙄
Единственное, что может быть интересно, — ранее неизвестные факты и документы. А если это лишь то, что пересказывается со времен Фридриха Шлоссера и Жоржа Ленотра...
no subject
Date: 2025-03-15 10:19 am (UTC)Эта маленькая книжка вышла в серии, которая распространяется огромный тиражом как аудиокнига. Вся серия посвящена истории Франции. Это официальная нарратива, что меня и заинтересовало.
Ни в коем случае не навязываю библиотеке эту книжку. Раз не надо, то и не надо.
Что же касается термина "жертвы". Все эти женщины, которых Вы перечислили, принадлежали к разным классам, у них были разные убеждения, они играли в политике разную роль. Но все были казнены. В этом смысле они жертвы. Может быть, я подзабыла значение слово "жертва" в русском языке, но по-французски слово употреблено корректно.
no subject
Date: 2025-03-15 07:35 pm (UTC)no subject
Date: 2025-03-16 07:37 am (UTC)Ожёгов, Сергей Иваныч
Напрямую как бы нет, но по умолчанию как бы да. Эдак, действительно, все преступники казненные — тоже жертвы.
no subject
Date: 2025-03-16 08:11 am (UTC)Мы когда-то с мужем переводили тексты по истории русской политической мысли и подробно обсуждали термины. Я была просто поражена, сколько слов, которые вроде бы имеют точный перевод, на самом деле имеют разные значения или оттенки значений в разных языках. С тех пор, встречая незнакомое слово в иностранном языке, почти никогда не смотрю перевод, а проверяю определение в толковом словаре этого языка.
На наше восприятия влияет "пучок" значений слов в известных текстах. Скажем в русском словаре приведено "пасть жертвой в борьбе" и сразу вспоминается "Вы жертвами пали в борьбе роковой". И здесь именно есть идея невинной жертвы, погибшей за благородное дело, в момент активной борьбы. А вот ничего похожего во французском мне сейчас не припоминается. Самое близкое -вспоминают жертв нацистских лагерей, но они как бы "чистые жертвы", которые не боролись, в интерпретации Холодной войны с ее упором на безвинные, аполитичные, "чистые" жертвы. И — да, в этой карцелярной концепции Холодной войны, преступления не афишировались, афишировался лишь характер репрессии. Помню, в 1990х на Западе было много нападок на антифашизм под этим соусом — убили человека, его семья страдала (человек был фашистским активистом, на его руках немало крови, но это оставлялось в тени). Подчеркивались страдания, безвременные смерти, а за что боролись люди, это неважно.
На живые языки этот доминантный консенсус оказывает влияние.
no subject
Date: 2025-03-18 09:04 am (UTC)no subject
Date: 2025-03-15 07:39 pm (UTC)no subject
Date: 2025-03-15 07:48 pm (UTC)На обменник я не умею, но ведь мой емейл известен. Я охотно поделюсь. И Шифрина покажу, если заинтересует. Копия у меня неважная, но читабельная вполне.
no subject
Date: 2025-03-15 07:37 pm (UTC)no subject
Date: 2025-03-15 07:46 pm (UTC)Эта первая работа Сесиль Берли, с которой я ознакомилась. Не рискну делать выводов на таком небольшом материале.
Она подробно объясняет свою точку зрения — женщины не могли распоряжаться имуществом, к политической или общественной активности женщин общество относилось очень негативно. Женщина могла играть роль в политике лишь как "ночная кукушка", любовница влиятельного человека. Это считалось ужасным и немало революционеров хотели от этого избавиться.
То, что сами женщины могут действовать в политике, защищать свои права в парламенте, в публичной пропаганде, пользоваться теми же экономическими правами, как мужчины, большинству из революционеров казалось недопустимым, противным натуре.
Соглашусь, однако, с тем, что современная французская историография, за некоторыми исключениями, отрицательно относится к идее революции — после падения СССР это направление стало очень заметным и преобладающим. А как могло быть иначе? Марксисты могли такое предсказать.
no subject
Date: 2025-03-16 07:29 am (UTC)no subject
Date: 2025-06-08 08:16 am (UTC)Сесиль Берли. Обезглавленные: Трагическая история Марии-Антуанетты, мадам Дюбарри, мадам Ролан и Олимпии де Гуж (https://www.ozon.ru/product/obezglavlennye-tragicheskaya-istoriya-marii-antuanetty-madam-dyubarri-madam-rolan-i-olimpii-de-guzh-1959931012/?at=pZtp0oXNNsYKY1vmhO0Z5VLiYjZjlwfJy9NMfKmG7on) — ссылка на ОЗОН — и по этой ссылке показано несколько страниц книги
no subject
Date: 2025-06-09 05:48 am (UTC)no subject
Date: 2025-06-09 07:54 am (UTC)Что до "рыданий по убиенным монархам" — как и по процветающей богатой стране, которую угробили злодеи-рреволюсьонеры... — ну вы меня поняли...
no subject
Date: 2025-03-14 03:53 am (UTC)PROCÈS DE MARIE-OLYMPE DE GOUGES
DEVANT LE TRIBUNAL RÉVOLUTIONNAIRE (https://ledroitcriminel.fr/le_phenomene_criminel/crimes_et_proces_celebres/gouges_proces.htm)
Разумеется, все понимают, что официальное обвинение не всегда полностью соответствует причинам политического процесса. Тем не менее, документы не стоит совсем игнорировать.
no subject
Date: 2025-03-14 08:38 am (UTC)Спасибо за указание. Мне всегда интересны документы о терроре и о революционном трибунала. Посмотрела сейчас. К моему разочарованию, документы опубликованы в оригинальном, рукописном варианте. Мне потребовалось бы слишком много времени, чтобы прочитать их. Но Валлон то, что говорит сам Валлон об ее осуждение, не так отличается от брошюры:
"Quand la Révolution éclata, elle s’y tourna tout entière. Elle intervenait dans les mouvements séditieux. Elle avait écrit le 18 juin, l’an IV de la liberté (1792), à Pétion, pour qu’il empêchât la marche du faubourg Saint-Antoine vers les Tuileries (le 20 juin) : car c’était un coup monté. Elle écrivait au roi et à la reine, même après le 10 août, quand ils n’étaient plus guère en mesure de l’entendre ni de la satisfaire : à la reine, pour qu’elle s’interposât auprès de son frère, en faveur de la paix ; au roi, pour qu’il l’autorisât à aller elle-même auprès de ses frères, en son nom, pour arrêter la guerre.
Elle avait fondé des sociétés populaires de femmes. Elle prétendait rivaliser à la tribune avec les plus grands orateurs. Elle voulait parler au peuple aussi et sur tout sujet : la mort du roi, le tribunal révolutionnaire, les Girondins. C’est ce qui la perdit.
Après la révolution du 31 mai, quand les départements menaçaient de s’insurger contre Paris, elle eut l’idée de taire une sorte d’appel à la nation et composa un écrit intitulé : Les trois urnes ou le salut de la patrie. Elle y proposait de réunir les assemblées primaires pour délibérer sur la forme de gouvernement à établir : monarchie, république une ou république fédérative.
no subject
Date: 2025-03-15 07:41 pm (UTC)По-французски никакого значения "невинности" в термине "жертва" нет. (https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/victime/81855) Также в испанском и итальянском языках, наследниках латыни.
no subject
Date: 2025-06-08 09:21 am (UTC)no subject
Date: 2025-07-03 06:31 pm (UTC)no subject
Date: 2025-07-03 09:29 pm (UTC)Спасибо! Я как раз вернулась домой из поездки, могу спокойно прочитать.