Товарищи, я очень счастливъ тѣмъ, что въ первый разъ го ворю съ освободившимся, со свободнымъ россійскимъ пролета' ріатомъ въ присутствіи делегатовъ отъ Англіи, страны, которая выработала самую демократическую конституцію въ Европѣ, въ присутствіи делегатовъ отъ Франціи, страны, которая сдѣлала Великую Революцію. А что такое эта Великая Революція? Это та школа, черезъ которую проходили революціонеры всей Евро пы,— мало сказать всей Европы, — это школа, черезъ которую проходили революціонеры всего міра. Теперь, когда я вступилъ на Финляндскій вокзалъ, какую музыку я услышалъ? Марселье зу! Какія рѣчи здѣсь раздаются? Тѣ рѣчи, которыя начало свое получили въ той же Франціи. То, что происходитъ теперь, ко нечно, происходило тамъ при другихъ обстоятельствахъ, при другихъ условіяхъ времени. Но это все-таки то, что посѣяно было Великой Французской Революціей {шумные апплодисменты), То, что происходить теперь, это осуществленіе французскихъ идей, которыя дали ростокъ на другомъ концѣ Европы болѣе, чѣмъ черезъ 100 лѣтъ послѣ Великой Французской Революціи. Това рищъ Мутэ говорилъ : «То, что вы у пасъ взяли, вы должны намъ отдать». Товарищи, на это, можно сказать, ростовщическое требованіе (общій смѣхъ), я отвѣчаю товарищу Мутэ отъ имени всего россійскаго пролетаріата, отъ имени представителей рус ской революціонной арміи, здѣсь находящихся : да, товарищъ Мутэ, да, французскій товарищъ, мы отдадимъ вамъ все, что у васъ взяли, и отдадимъ еще съ процентами (шумные апплодис- менты).
Г,В. Плеханов. "Год на Родине", т. 1, Париж, без года, с.8,
no subject
Date: 2024-07-22 09:19 pm (UTC)О Коммуне и революции 1905 года в резолюции Базельского конгресса Второго Интернационала говорится на с. 36 по изданию: Интернационал и Мировая война. М., 1919.
Вот, кстати, как советский историк в 1934 году резюмирует всю Базельскую революцию:
"Базельский манифест (1912 г.) говорил о том, что война,
во- первых, создаст «экономический и политический кризис»;
во-вторых, рабочие будут считать свое участие в войне преступлением и она (эта война) вызовет среди них «негодование и возмущение»;
в-третьих, кризис и негодование рабочих социалисты обязаны использовать для «возбуждения народа и для ускорения краха капитализма;
в-четвертых, правительства» все без исключения не могут начать войны «без опасности для себя»;
в-пятых, правительства «боятся пролетарской революции» и,
в-шестых, правительствам воюющих стран «следует вспомнить» о Парижской коммуне (1871 г.), о революции в России (1905 г.) и т. д., т. е. «вспомнить» о гражданских войнах."
Цитирую по: Георгиади. 1914. Война, предательство и Пролетарский Интернационал. М., 1934, с.15.
Так что, слова Ленина о превращении империалистической войны в гражданскую, о Советах как об органе народной власти по примеру Коммуны, не были "преодолением марксизма", которое "советская мифология" превратила в "нечто разумное" и марксистское. Ленин обращался как раз к марксистской ортодоксии, зафиксированной конгрессом Второго Интернационала, от которой "оборонцы" отошли в 1914 году. По-настоящему новым было лишь приложение этих идей к конкретной российской ситуации.