классовое vs национальное
Nov. 4th, 2023 01:40 pmТут у нас дела давно минувших дней, завершение бонапартовых войн, горячих и холодных. Из этого не следует, что в Европе настал мир-дружба-жвачка, конечно.
Французская исследовательница Мари-Пьер Рей (или Рэй, кому как нравится) взялась за тему, честно сказать, нелегкую. Ибо мы же враги в войне 1812 года, правильно? как тут соблюсти научную объективность?..
Результат вы сами оцените. И действительно ли классовое возобладало над национальным или нет.
Мы с тов. Л.Capra Milana включаем в анонс ссылку на краткую информацию и книги Рей (и обратите внимание на ЭТО, но что под обложкой, я сама еще не выяснила).
Marie-Pierre Rey
Книга Мари-Пьер Рэй «Царь в Париже» рассказывает о французской кампании Александра I и о пребывании русской армии в Париже в 1814 году. Она является логическим продолжением книги «Страшная трагедия. Новый взгляд на 1812 год», опубликованной в издательстве РОССПЭН в 2015 году. Эти две книги позволяют сопоставить поведение французской и русской армий на неприятельской территории и восприятие двух народов, долго находившихся в противостоянии, иноземного вторжения. Как и в истории войны 1812 года, Рэй обращает внимание главным образом на человеческое измерение войны - тяготы, которые выпадали равно на долю солдат и мирных жителей. Автор цитирует множество самых разных свидетельств: высокообразованных русских офицеров и простых солдат, Гортензии Богарне и восторженной шестнадцатилетней девушки, выдающихся представителей французской культуры и язвительного учителя, всей душой ненавидящего русских захватчиков. Еще одно достоинство новой книги заключается в том, что, в отличие от войны 1812 года, заграничные походы русской армии и тем более пребывание русской армии в Париже в 1814 году практически не привлекали к себе особого внимания отечественных исследователей. Другими словами, перед нами совершенно уникальное произведение, которое вызовет огромный интерес у всех, кто увлекается историей.
К читателю
Введение
Пролог. 31 марта 1814 года: В Париже!
I. ФРАНЦУЗСКАЯ КАМПАНИЯ
1. Победить Наполеона
2. «Враг вступил на землю Вогезов, как на порог гостиной»
3. В Шампани
II. ПАРИЖ! ДВЕ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ ФРАНЦИЮ
1. 30 марта 1814 года: битва под Парижем
2. Александр I, архитектор Реставрации
III. РУССКИЕ В ПАРИЖЕ
1. Новый Марк Аврелий
2. Париж в русский час
Вместо эпилога. После июня 1814 года
Благодарности
Примечания
Источники и библиография
Указатель имен
скачать с облака скан с OCR
А нам, ВФР'щикам, могут быть интересны две темы. Первая - роль Александра именно в реставрации бурбонов. Вторая - Талейран, разумеется ;)
p.s. А почему Александр - "царь", а не "император", м-м?..
p.p.s. Связь с темой "Бонапарт и крепостное право".
#ВеликаяФранцузскаяРеволюция, #библиотекаViveLiberta, #библиотекаИстМат, #скачатьбесплатно
Французская исследовательница Мари-Пьер Рей (или Рэй, кому как нравится) взялась за тему, честно сказать, нелегкую. Ибо мы же враги в войне 1812 года, правильно? как тут соблюсти научную объективность?..
Результат вы сами оцените. И действительно ли классовое возобладало над национальным или нет.
Мы с тов. Л.Capra Milana включаем в анонс ссылку на краткую информацию и книги Рей (и обратите внимание на ЭТО, но что под обложкой, я сама еще не выяснила).
Marie-Pierre Rey
1814 Un Tsar à Paris
Flammarion, 2014
1814. Царь в Париже
пер. с французского А. Ю. Терещенко
М. : Политическая энциклопедия, 2017. 247 с.
Книга Мари-Пьер Рэй «Царь в Париже» рассказывает о французской кампании Александра I и о пребывании русской армии в Париже в 1814 году. Она является логическим продолжением книги «Страшная трагедия. Новый взгляд на 1812 год», опубликованной в издательстве РОССПЭН в 2015 году. Эти две книги позволяют сопоставить поведение французской и русской армий на неприятельской территории и восприятие двух народов, долго находившихся в противостоянии, иноземного вторжения. Как и в истории войны 1812 года, Рэй обращает внимание главным образом на человеческое измерение войны - тяготы, которые выпадали равно на долю солдат и мирных жителей. Автор цитирует множество самых разных свидетельств: высокообразованных русских офицеров и простых солдат, Гортензии Богарне и восторженной шестнадцатилетней девушки, выдающихся представителей французской культуры и язвительного учителя, всей душой ненавидящего русских захватчиков. Еще одно достоинство новой книги заключается в том, что, в отличие от войны 1812 года, заграничные походы русской армии и тем более пребывание русской армии в Париже в 1814 году практически не привлекали к себе особого внимания отечественных исследователей. Другими словами, перед нами совершенно уникальное произведение, которое вызовет огромный интерес у всех, кто увлекается историей.
К читателю
Введение
Пролог. 31 марта 1814 года: В Париже!
I. ФРАНЦУЗСКАЯ КАМПАНИЯ
1. Победить Наполеона
2. «Враг вступил на землю Вогезов, как на порог гостиной»
3. В Шампани
II. ПАРИЖ! ДВЕ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ ФРАНЦИЮ
1. 30 марта 1814 года: битва под Парижем
2. Александр I, архитектор Реставрации
III. РУССКИЕ В ПАРИЖЕ
1. Новый Марк Аврелий
2. Париж в русский час
Вместо эпилога. После июня 1814 года
Благодарности
Примечания
Источники и библиография
Указатель имен
скачать с облака скан с OCR
А нам, ВФР'щикам, могут быть интересны две темы. Первая - роль Александра именно в реставрации бурбонов. Вторая - Талейран, разумеется ;)
p.s. А почему Александр - "царь", а не "император", м-м?..
p.p.s. Связь с темой "Бонапарт и крепостное право".
#ВеликаяФранцузскаяРеволюция, #библиотекаViveLiberta, #библиотекаИстМат, #скачатьбесплатно
no subject
Date: 2023-11-04 08:42 am (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2023-11-04 08:46 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 08:49 am (UTC)Уже любопытно стало )))
no subject
Date: 2023-11-04 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 09:36 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 12:14 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 12:56 pm (UTC)/// Ибо мы же враги в войне 1812 года, правильно?
кто "МЫ"?? во Франции весьма малая часть населения онапартисты. А с учетом нынешних тенденций, когда Наполеона вообще запрещают и памятники пытаются убирать... кром етого в 1812 в русской армии только генералов французского происхождения, сражавшихся против узурпатора было 15
Мари-Пьер русофилка, и даже сейчас была замечена на митингах в поддержку РФ
книга была написана 15 лет тому к 200-летию незамеченного в России события (https://severr.livejournal.com/490871.html), и тоже уже забылась
"Царь", потому что русский император для заграницы всегда был и есть ЦАРЬ.
no subject
Date: 2023-11-04 02:19 pm (UTC)Употребление того слова или иного зависит от контекста и от издания, в т.ч. сетевого. Хоть в зарубежных источниках, хоть в отечественных.
русский император для заграницы всегда был и есть ЦАРЬ
Есть? неужели? а русские в курсе, что у них "есть" царь?
no subject
Date: 2023-11-04 02:20 pm (UTC)2. Колорит?
no subject
Date: 2023-11-04 02:21 pm (UTC)Мы привыкли на Меттерниха возлагать основную ответственность... Начну читать именно с этой главы.
no subject
Date: 2023-11-04 02:34 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 02:44 pm (UTC)- — -
Споры русских послов о титулатуре царя при дворе Людовика XIV (ссыль на статью) (https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/104241/1/dais_2021_21_004.pdf)
Заочно мне так кажется, что у Рей использование именно слова "царь" идет от употребления этого слова в мемаурах, по которым она исследования строила.
Ну, почитаю, проверю себя ))
Спасибки!
no subject
Date: 2023-11-04 05:43 pm (UTC)Цитата:
"Сближение России с Европой в начале XVIII в. поставило вопрос о месте страны-новичка в европейской иерархии. Этот вопрос приобрёл оттенок конфликтности, так как взгляд на Россию из Европы и представление о своём месте в Европе русских не совпадали. Для русской стороны понятие «царь» уже был равно «цесарь» (титул императора Священной Римской империи), для Запада же титул русских государей был неопределённым и варьировался в зависимости от обстоятельств. Исходя из политической конъюнктуры, в дипломатических документах русских князей, великих князей Московских, а затем и царей, не сообразуясь с принятой в России титулатурой, именовали князьями, великими князьями, королями (rex), цесарями, императорами. С XVI в. имелись прецеденты, когда русских князей именовали императорами. К этой форме лести неоднократно прибегали папский престол, Польша, Англия (королева Елизавета, Мария и её супруг Филипп), Ливонский орден и др.13 В целом же Европа была склонна приравнивать титул русских царей к королевскому.
...
Смысловое поле понятия «империя» исключительно велико. Оно могло обозначать политический статус и права страны, её этническое и административное устройство, размеры, место в политической иерархии государств, претензии на роль мирового лидера, уровень развития и цивилизованности (через противопоставление варварскому миру), определённые черты политической деятельности (миссионерство) и проч., и проч. При актуализации идеи империи в той или иной стране менялся набор её наиболее важных признаков и обоснование прав на это звание. Так было в Болгарии в X в. при царе Симеоне, в государстве франков при Карле Великом, век спустя в германских герцогствах при Оттоне I, в России рубежа XV — XVI и середины XVII вв. и т.д.22
В начале XVIII в. представление о государстве персонифицировалось в лице монарха, то есть политическая номинация страны определялась титулом государя. Это была одна из особенностей менталитета той эпохи. Поэтому специального объявления России империей не было — новое название государства вытекало из изменения титулатуры Петра I и его мета в иерархии правителей.
Следствием этого изменения стало также внимание и западной, и русской стороны к самому слову «царь», его написанию, которое не являлось прямым аналогом западного латинского «цесарь». Так, Ю.Юль отмечал, что если заменить составляющие слово «царь» русские буквы соответствующими им латинскими, то «надо бы писать "tzar" а не "czar"», то есть сокращённое «caesar», как это было ошибочно принято на Западе. Для русских понятие «царь» и «царство» являлись сокращённым произнесением слова «цесарь», «цесарство»23. В русском политическом обиходе они появились ещё в Киевской Руси в XI в.24 В середине XVI в. титул «цесарь»-«царь» стал официальным для русских правителей. Поэтому в начале XVIII в. традиционно «царь» и «цесарь» воспринимались в России как синонимы. Примеры многочисленны, приведём лишь один. В словаре «Вокабулы или речи на словенском, немецком и латинском языках» И.Копиевского 1718 г. издания слова «Imperator, Coesar, Augusftus» переводились как «кесарь, царь», а «rex» — как «король»25. Западная сторона такой перевод, а следовательно, и равенство этих терминов отрицала. Ю.Юль, например, привёл в своём дневнике целое лингвистическое исследование, призванное уравнять слово «царь» со словом «rex»-король26."
no subject
Date: 2023-11-04 05:44 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-04 09:08 pm (UTC)В Риме одно время публиковали интересные книги на эту тему. Серия называлась De la Roma alla Terza Roma —"От Рима до Третьего Рима". Один том содержал переводы русских и западных документов более ранней поры, чем та, о которой идет речь в посте — 14-16 веков. Но касались они одной и той же темы — того, как оценивали на Западе титул русского монарха. Запомнились мне два документа. Первый о попытке предложить российскому государю пожалование или освящения титула римским папой, что его поставило бы на равную ногу с западными властителями, ибо важной частью их коронации было освящение папством. Коронация ведь таинство. Но Иван Четвертый, насколько мне помнится, отверг это предложение, заявив, что титул российских монархов от Бога.
Через некоторое время император Священной Германской империи Фердинанд написал русскому царю письмо, именуя его "братом", что означало, что он признает его равным себе, также императором. Сделано это было в рамках попытки найти союзника в борьбе против турков.
no subject
Date: 2023-11-05 08:09 am (UTC)Обратим внимание — Иоанн IV первым из Великих князей Московских был коронован по Византийскому императорскому обряду — также как впоследствии и Пётр Первый: именно по этой причине первая коронация по западному императорскому обряду была устроена для Екатерины...
А вот статья Манина — спасибо,
no subject
Date: 2023-11-05 08:12 am (UTC)Ещё в конце XV в. позицию русских в этом вопросе чётко сформулировал имперскому послу Николаю Поппелю великий князь московский Иван III. В ответ на предложение императора Священной Римской империи Фридриха III получить от него королевский титул князь московский заявил: «А что если нам говорил о королевстве, если нам любо от цесаря хотети кралем поставлену быти на своей земле, и мы Божиею милостию Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы,.. а поставления есмя наперед сего не хотим ни от кого..»
no subject
Date: 2023-11-05 11:25 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-05 11:26 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-05 01:51 pm (UTC)Вы правы. Ошиблась. У меня есть сама итальянская книга документов, купила ее лет 20 назад в Риме. Помню, что произвело сильное впечатление чтение этих документов.
Но затем постепенно отношение западноевропейских стран к людям не из Западной Европы меняется. Происходит это, по-моему, под двойным влиянием открытия Америки и ренессансного интереса к мыслителям древности. В Америке европейцы встречаются с населением, которое стоит на другой цивилизационной ступени, появляется опыт другого человечества, который затем в той или другой степени распространяется вообще на все менее знакомое. Пытаясь осмыслить другие народы, европейцы принимают древнегреческую идею варварства и высшего народа, более цивилизованного, народа-господина, природного господина, с которым отождествляют себя самих. А других отождествляют с варварами, природными рабами. Надо сказать, что эти новые идеи встретили противостояние — в Испании, например, остановли на целый ряд лет завоевание Америки, пока шла "полемика об Индиях", где ярко высказывались противники этих идей. И официально, в Испании они не получили развития, в концепцую завоевания Америки не вошли. Но в Великобритании, например, и в какие-то моменты, во Франции эти идеи привились и обусловили принцип общения с другими народами. Поэтому, в отношении к России подчеркивалась экзотика, "царь", "бояре" и др. Даже Леон Блюм, реагируя на Октябрьскую революции, подчеркивал, что русские не как французы, им чужды дисциплина и рационализм, они довольно варварский народ. Недавно, первую часть этой максимы повторил Саркози.
no subject
Date: 2023-11-05 03:09 pm (UTC)С испанцами действительно получается несколько иначе, в особенности если вспомним иезуитов в Парагвае или Васко де Кирогу в Новой Испании... — Самыми расистскими оказываются протестантские страны — а Франция где-то посерёдке — судьба шевалье де Сен-Жоржа, к примеру...
А вот вам образчик из XVII века — непреклонный гугенот Сюлли в "Великом плане Генриха Четвёртого" (удобнее архаичный перевод 1776 года, но по смыслу он вполне адекватен оригиналу)
"Умолчеваю о Великой России: составляющие ее обширные области до шести сот миль в долготе и четырех сот в ши[361]роте своей содержащие, большею частию пребывают еще во мраке Идолопоклонения; или хотя и просвещены Евангелием: но заражены расколами Греческим и Армянским, с бесчисленными притом суеверными обычаями, непредоставляющими им почти никакого с нами сходства. Сверх того принадлежа столько же ко Азии как и к Европе, почитается от нас равно с Турками, Варварским народом; не взирая на то, что хотя за пять сот уже лет причисляют Россию к Державам Христианским.
...
Другое Политическое расположение надлежащее так же до закона, было в рассуждении неверных Государей в Европе, и состояло в совершенном изгнаньи их из нашей света части, естьли которого из них не было надежды обратить к коему либо из вышепомянутых трех Христианских исповеданий. Когда бы Великий Князь Московский, или Русский Царь, которого приемлют писатели за старинного Скифского Владетеля, отрекся приступить к всеобщему соглашению, о котором бы наперед ему сделать предложение; то так же бы с ним поступить, как и с Султаном Турским: то есть, ото[365]брать у него все, чем он владеет в Европе, и прогнать его в Азию, где он без всякого нашего сопримешения мог бы сколько ему угодно, продолжать войну, почти никогда у него не прерывающуюся с Турками и Персами."
"три Христианских исповедания" — здесь католицизм и две разновидности протестантизма — кальвинизм и лютеранство
no subject
Date: 2023-11-05 11:58 pm (UTC)Сюлли впечатлил. Не знала этого текста.
Во время очень "интересной полемики об Индиях" в Испании в защиту идей Аристотеля о природных господах и рабах высказался богослов Сепульведа, а против Бартоломе де Лас Касас. Последний, кстати, в ходе полемики высказал впервые идею о"правах человека". Но, защищая индейцев, он предложил использовать негров для тяжелых рабов.
По поводу расизма протестанских стран, особенно Великобритании, согласна. Недавна читала где-то и внутренне согласилась, что Бог протестантов это Бог Ветхого Завета, не Бог-любовь, а грозный Бог, который милует и казнит не за дела или мысли, а просто милует избранных и отвергает, даже извергает других без всякой их вины. Богатство и успех — свидетельство избранности, Божьей милости, хотя бы они и было получены преступным путем, ибо грех избранных не грех.
Ну, а у католиков (и у православных) все же совсем другие концепты.
no subject
Date: 2023-11-06 08:52 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-06 08:52 am (UTC)no subject
Date: 2023-11-06 08:53 am (UTC)Просто мне хочется, кроме того, понять логику именно М.-П.Рей.
no subject
Date: 2023-11-06 09:02 am (UTC)А что значит "забылась"? Книги читают и через 15 лет, и через 100 и даже через 1000. Ру.перевод был издан в 2017 году. И уж сразу выкладывать бесплатно скан мы никак не могли.
На счет "император" или "царь" — ниже дали ссылку на полнометражное исследование О.Г.Агеевой (http://www.historia.ru/1999/05/ageyeva.htm).
no subject
Date: 2023-11-06 09:32 am (UTC)почему же не проводилось? В Руане например, когда мэр хотел убрать статую Наполеона с площади, проводилось голосование. Из 110 тысяч жителей города в голосовании приняло участи 4 тыс (https://www.paris-normandie.fr/id259710/article/2021-12-13/statue-de-napoleon-68-des-votants-souhaitent-son-retour-place-de-lhotel-de-ville). И по тем же реконструкция, которых все меньше и меньше, и которые посещают все меньше и меньше, видно...
а книга сильно не новая, вот и странно что стали вспоминать.
Насчет "император" или "царь" — ниже в ссылке даже касательно не говорится, почему такое слово использовано в книге и почему для французов любой глава России царь, любой священник поп, а любой военный казак.
no subject
Date: 2023-11-06 06:31 pm (UTC)Именно. И "ведьм" протестанты пожгли куда больше (((
no subject
Date: 2023-11-07 04:20 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-07 04:22 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-07 05:43 pm (UTC)no subject
Date: 2023-11-07 05:44 pm (UTC)