[identity profile] eliabe-l.livejournal.com posting in [community profile] aurora_caffe
Хочу поделиться необычным фильмом о Ленине - "На одной планете" (1965). Фильм режиссера Ильи Ольшвангера, Ленина играет И. Смоктуновский. Даже Сталин есть в этом фильме и он не злодей, несмотря на почти явный бан на этого исторического деятеля в годы оттепели. Если вдруг посмотрите, поделитесь мнением о фильме и о его фигуре Ленина, мне интересно ваше мнение.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2023-01-17 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2023-01-21 09:20 am (UTC)

Date: 2023-01-18 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Приберегал и откладывал эту тему — опередили ;))
Хорошо, после работы подключусь к обсуждению.

Date: 2023-01-18 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Дело было на фэйсбуке. Товарищ У (Владимир Мироненко) дал первую наводку на этот фильм. Который, думал я, смотрел невнимательно и потому позабыл. Оказалось, фильм этот я и вовсе не видел...

Во-первых, авторы фильма очень старались отойти от канонов предшествующих десятилетий. Так старались, так старались... немножко перестарались ;) Неприятия созданные образы у меня не вызывают, однако ж... Кажется, понимаю, чего добивались Смоктуновский и/или режиссер, но местами вышла ненужная суетливость и нервозность. И к тому же у актера невпопад выступают на первый план барственность (а В.И.Ленин не барственен, а интеллигентен!) и неискренность в отношении к окружающим (а В.И.Ленин подкупал именно своей искренностью. Впрочем, эпизод с дипмиссией сыгран на высоком уровне.)
Надежда Константиновна неожиданно в лирическом ключе, чуть ли не сентиментальном.
Любопытно было присутствие в сценарии Иосифа Виссарионовича, и крайне любопытна - его подача. 1965 год, можно было ожидать... ан нет, никакого антагонизма, и лишь тень, намекающая на грядущие события (репрессии второй половины 30-х) - совсем без намека было бы просто неправдоподобно. Феликс Эдмундович прекрасен. Линия с покушением слабовата.
Как бы то ни было, фильм очень меня оживил и впечатление произвел, и спустя некоторое время я думал: а ведь Робеспьер, какой бы был Робеспьер!..

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-28 07:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2023-01-29 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-29 07:58 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-18 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
"«Машина Ленина Delaunay Belleville 45 (водитель Тарас Гороховик) была обстреляна неизвестными на пути следования автомобиля с митинга в Михайловском манеже обратно в Смольный. Обстрел был произведён во время переезда по мосту через Фонтанку, когда машина притормозила. Кузов машины был продырявлен в нескольких местах пулями, некоторые из них пролетели навылет, пробив переднее стекло автомобиля. Лёгкое ранение в руку получил швейцарский социалист Ф. Платтен, пригнувший голову Ленина вниз...»
И вот — из воспоминаний Марии Ильиничны Ульяновой, которые процитированы тут же:
«Стреляют», — сказала я. Это подтвердил и Платтен, который первым долгом схватил голову Владимира Ильича (они сидели сзади) и отвёл её в сторону, но Ильич принялся уверять нас, что мы ошибаемся и что он не думает, чтобы это была стрельба. После выстрелов шофёр ускорил ход, потом, завернув за угол, остановился и, открыв двери, спросил: «Все живы?» — «Разве в самом деле стреляли?» — спросил его Ильич. «А то как же, — ответил шофёр. — ...Счастливо отделались. Если бы в шину попали, не уехать бы нам. Да и так ехать-то очень шибко нельзя было — туман, и то уж на риск ехали».
Всё кругом было действительно бело от густого питерского тумана. Доехав до Смольного, мы принялись обследовать машину. Оказалось, что кузов был продырявлен в нескольких местах пулями, некоторые из них пролетели навылет, пробив переднее стекло»...
Осколками стекла было густо засыпано лицо шофёра, но он в тот момент не растерялся и дал всё-таки полный газ — на спасение.
— Действительно, счастливо отделались, — сказал Ленин. — Спасибо вам, товарищ механик, за вашу находчивость.
(...)
Видимо, научное расследование стоит продолжать, но я сейчас выделю главное и бесспорное. Во-первых, на участие в убийстве Ленина, сколько бы их ни было, пошли офицеры, связанные с возникшим в Петрограде «Союзом георгиевских кавалеров», то есть пошли не из-за денег, а «по идейным убеждениям». И во-вторых: убеждения их по ходу дела сильно пошатнулись. Это произошло, видимо, со всеми участниками, но особенно ярко — с 23-летним подпоручиком Германом Ушаковым.
Он приехал из Москвы в Питер, где уже созрел план убить «германского шпиона» — человека, которого Ушаков никогда не видел и не слышал, о котором фактически ничего не знал. В его машину он взялся бросить бомбу, то есть принял на себя главную задачу. Но когда услышал речь этого человека, когда увидел, как воспринимали эту речь многие сотни людей, набившихся в огромном помещении манежа, у него произошёл неожиданный и глубокий внутренний переворот.
Результат? Бомба осталась невзорванной! Если называть всё своими именами, молодой офицер бывшей царской армии спас жизнь вождя социалистической революции.
Сразу скажу и о том, что произойдёт несколько позднее: Ленин по сути спасёт жизнь этого офицера, а если точнее, то и всех его товарищей по несчастью, которых, в соответствии с законами революционного времени, конечно же должны были расстрелять.
А Ленин, «кровожадный» Ленин... Он расстрелять их не дал и приказал отпустить.
Как же могло произойти такое? Серьёзный повод о многом задуматься! Есть свидетельства, что Ленин внимательно следил за ходом следствия, которое возглавлял Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич — управляющий делами Совнаркома и одновременно председатель комиссии по борьбе с погромами в Петрограде. Вождь интересовался его впечатлениями о беседах с арестованными, не раз советовал: «Давайте им побольше читать газеты»."

/выписка из статьи "Первое покушение на Ленина" Виктора Кожемяко (https://gazeta-pravda.ru/issue/5-30648-19-22-yanvarya-2018-goda/pervoe-pokushenie-na-lenina/)/

Таким образом, сценарий фильма очень близок к фактической основе.

Date: 2023-01-18 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
Полный актерский состав. (https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4182/titr/)

Date: 2023-01-18 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] caffe-junot.livejournal.com
А не будет возражений тему углУбить и усугУбить и задействовать кинолениниану вообще?..

После "На одной планете" я смотрела

Игровая часть следует непосредственно за кадрами хроники, без титров, и при появлении на трибуне О.Ефремова, загримированного a la 1910-е, непроизвольно вслух произнесла: "Ха, Мартов". Или столь прочно в подкорке моей уложен курс истории партии, или... Когда вскоре в кадре возник А.Папанов в образе Рязанова, тут уж я поняла, что досмотрю до конца, чего б оно мне ни стоило.
Кстати, режиссер - М.Шатров, он драматург, и фильм сделал как одноактный спектакль, что мне тоже понравилось. В какой-то миг заволновалась, чем завершиться голосование... :gigi:
Да, спасибо создателям фильма, они ввели в сценарий аж три женских персонажа: Серафиму Гопнер, Александру Коллонтай и Марию Спиридонову. Кратко, но и достаточно рельефно. Улыбнуло, как Коллонтай бросает Н.Бухарину фразу "и тебя это остановит?", пылким таким меццо-сопрано, на фоне церемонно-веститарного Владимира Ильича и даже Якова Михайловича. Жирондисты, как есть жирондисты!

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-21 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-21 08:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com - Date: 2023-01-22 07:47 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-21 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
И.Смоктуновский в роли Владимира Ильича для меня казался вполне приемлемым. Между прочим, в той же роли он сыграл в другом фильме, "Первый посетитель (https://youtu.be/nPlOLInZmFk)" (по ссылке с 22 минуты, если нет времени целиком смотреть).

Но больше других мне всегда импонировал киношный образ, созданный Юрием Каюровым ("В начале века (https://youtu.be/GMCBsl38okQ)" и "Сквозь ледяную мглу (https://youtu.be/aXIx5PY98J4)"). Там и Надежда Константиновна как персонажка яркая, не просто "приложение к". Г.В.Плеханова, конечно, обсмеяли. А вот Г.Е.Зиновьев любопытно показан. В общем, и в 60-е лениниана снималась не так-то просто, как ныне пытаются представить наши враги.

Date: 2023-01-21 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Image (https://ic.pics.livejournal.com/pere0duchesne/65039445/49049/49049_original.jpg)
"Первый посетитель"

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-21 12:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-21 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-23 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-23 05:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-21 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Я даже не могу сказать, какой актер или какой фильм мне всего ближе, потому что они все неуловимо разные. Хочу собраться с духом поглядеть
Image (https://ic.pics.livejournal.com/lillibulero/15592363/65271/65271_original.jpg)
"Николай и Александра" называется, 1971, кажется, год, в роли В.И.Ленина - Майкл Брайант, английский актер, 05.04.1928.
Edited Date: 2023-01-21 03:57 pm (UTC)

Date: 2023-01-21 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
В отношении фильма "На одной планете". С готовностью соглашаюсь с высказанными замечаниями о барственности и некоторой капризности актера, а сцену с дипмиссией считаю лучшей, хоть режиссер явно делал ставку на другое )

Date: 2023-01-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com
Знаете, последовательно и методично я никогда не смотрела лениниану, это портит впечатление. Но когда сейчас задумалась и стала вспоминать, что видела в разные годы, поняла, что "проходных" фильмов и ролей и нет. Каждый раз образ другой.

Накидать ссылок на статьи? С большинством высказанных там мыслЕй я не согласна, но мы ж можем что-то интересное вычитать везде или "методом от противного".

"Наметившееся к началу 1960-х превращение Ленина (и революционера вообще) из фигуры героической в мыслящую — а потому трагическую — означало новый этап «очеловечивания» вождя мирового пролетариата. Из героя эпосов (а также фольклора и городских легенд) — гения мысли и обладателя несгибаемой воли, ведущего партию и человечество известными лишь ему одному тропами к конечной цели, — Ленин в 60-е постепенно превращается в частное лицо, в, странно сказать, одиночку, в гражданина мира, в левого интеллектуала. Продолжая дирижировать настроениями масс, этот Ленин уже относится к «полезному и необходимому» насилию с известной дистанцией, чтобы не сказать избирательно и брезгливо. Созерцательность, капризность, дендизм из качеств, ранее в этом облике не замеченных и маловероятных, мутировали в некоторых байопиках в милые черточки характера."

Date: 2023-01-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com
"Есть популярный Ленин — интеллектуал и пацифист, последовательно выступающий против войны («Ленин в Польше», 1965, приз за лучшую режиссуру в Канне; с Максимом Штраухом). Есть Ленин жовиальный и праздный — балагур, принимающий крестьян, благоговейно на него глазеющих («Кремлевские куранты», 1967; с Борисом Смирновым), и в более поздней экранизации той же пьесы Николая Погодина — Ленин-молчун, Ленин-дауншифтер, снедаемый сомнениями и озаряемый прозрениями («Кремлевские куранты», 1970; с Юрием Каюровым).

Ленин — откровенный манипулятор и интриган, убеждающий коллег голосовать так, как нужно ему, и не скупящийся ради этого на «инсайдерскую информацию», более чем наполовину выдуманную («Штрихи к портрету», 1967; с Михаилом Ульяновым). Ленин-либертен («Почтовый роман», 1969; с Каюровым) и Ленин — влюбленный романтик («Надежда», 1973; с Андреем Мягковым). Ленин — невыносимый полемист-холерик («Синяя тетрадь», 1963; с Михаилом Кузнецовым) и Ленин томно-расслабленный, как будто подшофе, готовый в самый критический момент заниматься самыми незначительными делами («Первый посетитель», 1965; по Даниилу Гранину; со Смоктуновским). Ленин, погруженный одновременно и в философию, и в природную стихию («Сквозь ледяную мглу», 1965; с Каюровым). И Ленин вымотанный и почти разочарованный; Ленин, который знает, что ему — как Моисею было не суждено вступить на Землю обетованную — не дожить не только до коммунизма, но даже до мировой революции, и что его молодому собеседнику предстоит, в сущности, тот же тернистый путь, что прошел и он сам («На пути к Ленину», в оригинале Unterwegs zu Lenin, 1969; с Ульяновым). Это Ленин уже совершенно сверхчеловеческой, по-хайдеггеровски бесконечной исторической глубины, что отражено и в названии, подразумевающем и буквальное, и метафорическое прочтения."

(no subject)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com - Date: 2023-01-21 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com - Date: 2023-01-21 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-21 09:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com - Date: 2023-01-22 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-26 06:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2023-01-29 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com - Date: 2023-01-22 07:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2023-01-27 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com - Date: 2023-01-22 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-23 04:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com - Date: 2023-01-23 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com - Date: 2023-01-22 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marianne68.livejournal.com - Date: 2023-01-22 07:51 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-21 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
А можно говорить про "сталиниану" в кино? Я бы посмотрела. Именно как менялись краски и оттенки.

(no subject)

From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com - Date: 2023-01-29 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-31 02:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-21 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com
Если бы я лениниану смотрела в школьном возрасте или в юности, я бы... наверняка мало что вообще поняла и запомнила. А так получилось, что у меня уже и опыт жизненный появился, и свои наработки как у кинозрителя.
"На одной планете" близок к фильму "Аппассионата", ИМХО. Такая же локальность, только еще больше камерности. Как бы затишье в центре циклона. Оба фильма заканчиваются крупным планом на фоне музыки. Но у Бориса Смирнова получается предвиденье, а у И.Смоктуновского — нетерпение, а может, и сомнение и тоска. И если держать в голове, где мы и что мы сейчас, Ленин по Смоктуновскому лучше "угадал будущее".

Мне неожиданно понравились фильмы Сергея Юткевича еще.

Date: 2023-01-23 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
А что Юткевича ты смотрела?

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-26 06:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-28 07:37 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-22 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
Некая Любовь Аркус, тоже как бы к кинематографу имеет отношение.
"‹…› В эту политически и нравственно накаленную ситуацию вступил Смоктуновский — вступил нехотя, под натиском режиссера, на пике моды на самого себя. В декабре 1964 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка. В ответ на многочисленные вопросы читателей, чем занят Смоктуновский после «Гамлета», сообщалось, что он готовит новую роль. И помещена фотография: Смоктуновский в гриме Ленина.

На «Ленфильме» картину делал театральный режиссер Илья Ольшвангер (это был его кинодебют), и называлась она «На одной планете». Образцом для себя Смоктуновский выбрал Штрауха — интеллектуального, мыслящего Ленина. А его реальным соперником оказался Юрий Каюров. (Штраух в «Ленине в Польше» от них, молодежи, отставал.) Задача Смоктуновского осложнялась тем, что он, первый из исполнителей этой роли, имел много игровых сцен: фильм был целиком посвящен одному герою, и этот герой — вождь мирового пролетариата. Простое восхваление и, тем более, критика или разоблачение тут не годились. Ольшвангер и Смоктуновский придумали лирику про Ленина. Правда, сценарий Саввы Дангулова и Михаила Папавы строился на архивных документах, включал в себя воспоминания В. Д. Бонч-Бруевича (опубликованные), назывался «хроникой», тема, оговаривался режиссер, — борьба за мир. Он прибавлял еще, что это поэтическая хроника, что рабочее название фильма «Один день Ленина», что Смоктуновский выбран потому, что способен создать сложный характер. Последнее — сложность — удалось вполне.
«На одной планете» прошел почти незамеченным. Смоктуновского поняли несколько близких людей и верные поклонники. Вызывали авторов наверх и журили; что, конечно, было минимумом неодобрения. ‹…›
Как ни оценивать Ленина-Смоктуновского (для меня это выдающийся актерский опыт), щукинской органики в нем не хватало. В то же время, роль выполнена (если ее отделить от схематичного сюжета, от старой пирамиды, к которой вернулся режиссер, с вождем на вершине и народом у подножья) с необычайными тонкостями. Переходы от меланхолии к деловитости, от теплоты к холоду — неожиданны. Иногда вдруг возникают иронические провокации, перед которыми собеседники Ленина теряются. Вся роль, прописанная в сценарии подробно, кажется сплошной импровизацией.
По замыслу, Ленину то и дело приходится решать сегодняшние проблемы. Он их как бы скидывает с плеч, ему легко то, что другим трудно. Ему трудно то, о чем другие не подозревают. Смоктуновский все время в двух существованиях: среди людей, к ним пристраиваясь или их отталкивая, и где-то еще. Актер настойчиво проводит этот сюжет со вторым «где-то еще». Режиссер согласен. Они объединены заговором против заштампованного образа, поэтому Ленин Смоктуновского, действительно, барственный вождь, в роковые минуты истории позволяет себе не думать о них."

Date: 2023-01-22 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com
"‹…› Ольшвангер — интеллигентный режиссер с неудачной судьбой. Фильмом «На одной планете» он попытался сказать новое слово о революции и о Ленине. Как и все, кто брался за эту тему в шестидесятые годы. До сих пор непонятно, как его допустили к ней и как фильм продержался какое-то время на экранах, а не был положен на полку. В финале за кадром звучат слова: «Абсолютно лишенный тщеславия, Ленин испытал чувство свободы, которое не пришлось испытать ни одному великому человеку». Занятное послесловие. Ленин Смоктуновского действительно не тщеславен, потому что осознает свое величие — именно так, «необозримый масштаб», чего и хотел добиться артист. А «чувство свободы» — для такого персонажа оно все равно, что для лермонтовского Демона: на что оно ему? Что ему делать с этой свободой применительно к миссии революционера и вождя? Ведь он, этот Ленин, в отличие от своей страны, находится в будущем, он уже знает, чем кончится борьба за освобождение рабочего класса и построение коммунизма.
‹…› Современников Козинцева и Ольшвангера разочаровала обезоруживающая неактуальность картины. Даже ритм ее был слишком вял. По телевизору ее, разумеется, не показали, как, впрочем, и другие вещи из собрания киносочинений про Ленина. Но для Смоктуновского это точно не было провалом.

На Смоктуновского-Ленина смотреть необычайно интересно: на то, как он думает — не так, как Штраух, формулируя мысли в слова, а отвлекаясь, уходя в глубь себя; на то, как он видит людей и провожает их взглядом — в нем блеск ума, глубокомыслие, бывает, что снисходительность или явная насмешка. Детали, придуманные, как всегда, самим актером: то он рассматривает старорежимные ордена с любопытством ребенка, то юмористически пасует перед важностью швейцара, то пытается подпевать романсу «Растворил я окно...», потом обхватывает голову руками, встает, ходит и не может найти себе места. Повсюду в роли следы живого существования. Но были и натяжки. Вместо ленинского смеха (а имелись на этот счет предписания: как должен смеяться Владимир Ильич), у Смоктуновского были неловкие рулады: и не канон, и не свое.

Необходимость отвечать общим устойчивым представлениям о Ленине и в то же время быть похожим на кого-то неизвестного мучительно ограничивала и сбивала. Часами Смоктуновский просиживал в гримерной, потому что ни лысины, ни сколько-нибудь похожих черт не было и в помине. Каждый раз его превращали в Ленина, что для Смоктуновского, актера с собственным лицом, податливым для лепки, было физически и морально трудно. Полагая главным для своего героя чувство свободы, Смоктуновский как исполнитель не в силах был изведать его в полной мере. Не дотянув до конца, он тяжело заболел. Съемки были приостановлены. В июле 1966 года, когда лежал в больнице на Моховой улице в Ленинграде, получил правительственную телеграмму от заместителя начальника Комитета по кинематографии СССР Владимира Баскакова: «С огорчением узнал о вашей болезни тчк желаю вам дорогой Иннокентий Михайлович самого полного и скорого выздоровления тчк привет вам Баскаков».

Горфункель Е. Гений Смоктуновского. М.: Navona, 2015
(https://chapaev.media/articles/9466)"

(no subject)

From: [identity profile] anton-pravdin25.livejournal.com - Date: 2023-01-22 04:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2023-01-23 03:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com - Date: 2023-01-23 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bella-casus.livejournal.com - Date: 2023-01-26 06:37 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-22 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
"Короче говоря, сомнения одолевали меня. Но посомневаться, подумать, разобраться, где я прав, а где мною руководили предвзятость или обычное незнание, мне не удалось. Очень уж был силен напор со стороны съемочной группы. Телеграммы шли одна за другой. «Выделите три дня приезда Москву кинопробы Деточкина. Рязанов». Снимаясь в фильме «На одной планете», я не мог никуда ехать, и тогда съемочная группа во главе с Рязановым прикатила в Ленинград. В фильме «На одной планете» я душой и сердцем ушел в работу над образом Владимира Ильича Ленина. Создание этого образа требовало напряжения, сил, всего меня безраздельно и ежечасно (вместе с гримом мой рабочий день составлял тринадцать-четырнадцать часов). Мысли мои и воля были там, и появление съемочной группы Рязанова в тот напряженный период в Ленинграде было как гром среди бела дня. Во время войны это было бы похоже на высадку десанта. Я долго отказывался сниматься в кинопробе, ссылаясь на обычную человеческую усталость, но этому никто не внял. А еще говорят «человек человеку — друг, товарищ и брат»…"

Это пишет сам И.Смоктуновский (http://teatr-lib.ru/Library/Smoktunovsky/Be/#_Toc217133621).
То есть все с точностью до наоборот, чем выдумывают какие-то бескины и майзели.

Date: 2023-01-22 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Спасибо большое!

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-23 06:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-23 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
Мне кажется, либеральные кино(в)еды потому стараются выделить фильм "На одной планете" из киноленинианы, что симпатизируют классово И.Смоктуновскому. Честное слово, за всеми кудрявыми словесами именно это и пробивается ))) В действительности каждый фильм не похож на другой, даже в тех случаях, когда главную роль исполняет один и тот же актер.

Date: 2023-01-23 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Трудно вообразить себе, как думает либерал. Может быть, ты и прав.

Date: 2023-01-23 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] arit-09.livejournal.com
Фильм подлый. Но вполне в духе времени. Сняли именно то, что и хотели снять. Одна сцена с американцем чего стоит, когда он говорит, что каждый доллар он заработал сам, своим трудом, и помогать революции не собирается, а Ленин при этом ему даже не пытается парировать. Т.е. Маркс со своим "Капиталом" идёт по одному месту, и по фильму это правильно. Продвигается капитализм с "человеческим лицом".
Ну и таких подлостей в фильме воз и маленькая тележка. В каждом эпизоде — своя подлость, часто не явная, но читаемая.
Что касается Смоктуновского, то я полагаю, что он так и не понял своего героя. Он не знал что и кого он играет. Не получилось. Я думаю, что если бы перед ним была поставлена ясная задача, то гений Смоктуновского, безусловно, справился бы с нею целиком и полностью. Тут же ничего этого нет.

Date: 2023-01-23 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Одна сцена с американцем чего стоит, когда он говорит, что каждый доллар он заработал сам, своим трудом, и помогать революции не собирается, а Ленин при этом ему даже не пытается парировать. Т.е. Маркс со своим "Капиталом" идёт по одному месту, и по фильму это правильно. Продвигается капитализм с "человеческим лицом".
Американец другим и быть не может. И ни Маркс, ни Ленин его, конечно, не переубедят. Но Ленин был гениальный стратег и тактик, и не чурался компромиссов (как он сам определил, "есть компромиссы и компромиссы"; по ссылке - "Детская болезнь левизны в коммунизме (https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%85_(1920,_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD))"). Международное признание надо было Советской республике. Из товарного голода выбраться. Потому В.И.Л. и беседовал со всеми этими дипломатами, генералами, писателями, журналистами и т.д. терпеливо и тактично.

"Может ли сторонник пролетарской революции заключать компромиссы с капиталистами или с классом капиталистов?

Этот вопрос, видимо, лежит в основе приведенного мною рассуждения. Но в такой общей постановке вопрос этот свидетельствует либо о крайней политической неопытности и политической малосознательности вопрошающего, либо о его мошенническом намерении прикрыть посредством софизма оправдание разбоя, грабежа, всякого капиталистического насилия.
В самом деле, отрицательный ответ на этот общий вопрос был бы явной нелепостью. Конечно, сторонник пролетарской революции может заключать компромиссы или соглашения с капиталистами. Все зависит от того, какое соглашение и при каких обстоятельствах заключается. В этом и только в этом можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения пролетарской революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения). "
Edited Date: 2023-01-23 06:11 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] arit-09.livejournal.com - Date: 2023-01-24 11:08 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-23 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
Признаться, я и опасаюсь лишний раз выяснять сегодняшнее положение дел; наткнешься еще на какую-нибудь ахинею в духе гражданина Гладилина... Но вот не утерпел, цитирую интервью Юрия Каюрова какому-то журнальцу моребо (идиотия безымянного корреспондента зашкаливает, но куда денешься; его реплики курсивом).
= = =
- Есть огромная разница между Лениным «Шестого июля» и тем Лениным, который возобладал на экране в 70-80-е годы – плакатный, не легкомысленный, но более упрощенный, однолинейный, к психологической проработке Карасика другие режиссеры уже не стремились. Почему в кино образ Ленина с годами не развивался?
- Дело в драматургии. Каков материал, такого Ленина мы и изображаем, такого и показываем. Никуда не денешься, материал диктует актеру поведение. Хотя были у меня какие-то эпизодические моменты довольно сильные. В «Хождении по мукам» Ордынского у меня была всего-то одна сцена, речь с грузовика, когда Даша куда-то пробирается, там мощно сказано. До этого же был мой первый фильм «В начале века» - Ленин молодой, даже юный, и Крупская там замечательная, и вся компания в Шушенском, а потом Мюнхен, газета «Искра», и все равно – другая драматургия. А в «Шестом июле» показан всего один день, но какой! После левоэсеровского мятежа Владимир Ильич скажет: Советская власть была на волосок от гибели… Если бы случайно не вошла тогда латышская дивизия – все, конец этой власти!
- В последние годы существования СССР началось уже пародийное отношение к Ленину, передразнивание в анекдотах его грассирования, он сам превращался в анекдот…
- Это уже безобразие, конечно. Я никогда и нигде не картавил, и этих штучек (поводит плечами. – Ред.) себе не позволял. А живость – да, где материал давал возможность, Ленин мог быть таким, почему же нет? Только, конечно, не в «Шестом июля», где такой тяжелый груз над ним висел, и он тащил его в башке, и это было видно на экране.
- Недавно нашел вашу статью в «Искусстве кино» 1970 года, где вы говорите – вот есть великие исполнители образа Ленина - Щукин, Штраух… А ведь был еще фильм с Иннокентием Смоктуновским в роли Ленина.
- «На одной планете», я видел его.
- И когда вы вместе со Смоктуновским играли позже в «Вишневом саде», было смешно – два Ленина на одной сцене! Но в той статье вы имя Смоктуновского среди образцов-событий не назвали – вам не понравилась его толкование вождя? То был нервозный, в чем-то даже болезненный персонаж.
- Это был Кеша. У него ведь, как говорится, чуть-чуть (делает неопределенное движение пальцами вблизи виска. - Ред.)… это у него было, во всех его ролях. Он гениальный артист, безусловно, но, когда берет правой рукой телефон и прикладывает его не к правому, а к левому уху… ну с какой стати? Но он такой. И грим там был такой… я не скажу, что это Владимир Ильич, это Смоктуновский, который, исполняя его роль, делает все свои «кешины штучки».
- Удивительная вещь – вы были главным Лениным эпохи, звания народного артиста СССР так и не получили.
- Почему главным? И Кирилл Лавров играл, он даже получил Ленинскую премию за спектакль Товстоногова в БДТ, он и в кино его пару раз сыграл, в том числе в «Двадцатом декабря», посвященном созданию органов ВЧК. И Михаил Александрович Ульянов тоже…
- Но у вас все-таки 18 ленинских ролей.
- Включая эпизоды.
- А вам так и не дали народного артиста СССР?
- Это была загадка. В 1974-м Равенских приходил к Фурцевой, было как раз 150-летие театра, выдвигали на народных Смоктуновского, Доронина и то ли Быстрицкую, то ли Нифонтову, то ли их обеих. И Равенских ей рассказывает – а на народного артиста РСФСР выдвигаем Каюрова (я после саратовского театра все еще был заслуженный артист), артист он хороший, вот в партию собирается вступать. «Как?! – сказала Фурцева, - он еще не в партии?». И, зная, что я играю Ленина, вычеркнула мою фамилию.
- В партию потом вступили?
- Вступил.
- А народного так и не дали.
- Как-то застряло, и все, да и не важно.

Date: 2023-01-23 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com
- Вы играли в «Шестом июля» умного, думающего Ленина, который хочет лучшего - а со временем выяснилось много всего разного о его характере и деталях его деятельности, да и ненависть его к церкви никогда не скрывалась, хотя в мемуарах вы с уважением пишите о религии. Что-то поменялось в вашем отношении к герою?
- Если говорить о созданном мною образе – и всех этих вещах, о которых я читал или слышал хотя бы краем уха, я их в себя не впускал, для меня он такой, и все. Я еще когда к первой роли готовился, много смотрел Ленина в хронике. Я его и полюбил таким – живым, каким он у меня на экране предстал. Теплое человеческое отношение к нему я и культивировал, держал в себе и не впускал зло, которое, наверное – и даже наверняка – было присуще этому человеку, несмотря на все его добрые дела. Но я решил: я занимаюсь творчеством, у меня он вот такой, а если бы мне сказали – покажи и эту его сторону, я бы ответил – нет, ни за что, это не мое.
- Но у Карасика же было желание – как и у многих героев оттепели – иначе взглянуть на прошлое, увидеть в истории другое, отличное от официоза? Он и от вас этого в итоге добивался?
- Конечно, и не зря авторы той статьи в «Огоньке» пеняли ему, что эсеры такие хорошие, умные, добрые, но как же это можно, Дзержинского арестовали, но зритель так и не увидели, как его освободили? Но что же их, с ножиком за пазухой изображать? Они были искренние, у них была своя вера, а у большевиков своя, произошло столкновение, случилось шестое июля.
= = =
Выдохнул. Не совсем стыдно это прочитать. Я обратил внимание, что мнение Ю.Каюрова и наших товарищей по поводу исполнения роли И.Смоктуновским практически совпадает )

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-23 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-28 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pere0duchesne.livejournal.com - Date: 2023-01-29 10:44 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-24 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] bb1755.livejournal.com
клок шерсти с паршивой овцы — статьи Е.Майзеля (https://aurora-caffe.livejournal.com/14457.html?thread=684153#t684153)

Ленин в Польше (https://youtu.be/0gE_PAgyuAA), 1965 (приз за лучшую режиссуру в Канне)
Кремлевские куранты, 1967 (https://youtu.be/YQILgRhevPo) (это телеспектакль МХАТа), 1970 (https://youtu.be/WJc6h-sYh5c)
Почтовый роман, 1969 1 серия (https://youtu.be/Qyk7FB5E7Vw), 2 серия (https://youtu.be/OlA9xxyu8EU) /фильм посвящен эпизодам жизни лейтенанта Шмидта, В.И.Л. — образ второго плана/
Надежда (https://youtu.be/h9gvznkykP4), 1973
Синяя тетрадь (https://youtu.be/cDgTDOaTpWw), 1963
На пути к Ленину (https://youtu.be/AnWycCYo0JE) (Unterwegs zu Lenin), 1969

И заодно фильмы Сергея Юткевича
Ленин в Париже (https://youtu.be/JnINYYXdki0), 1981
Рассказы о Ленине (https://youtu.be/6TJpGYiNiKQ), 1957

Date: 2023-01-24 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
Еще один нашла фильм, советско-финский, "Доверие (https://youtu.be/OBsWRz8RCdc)", 1975

кастинг (не весь)
Кирилл Лавров — Ленин
Владимир Татосов — Свердлов
Игорь Дмитриев — В. Д. Бонч-Бруевич
Маргарита Терехова — Александра Коллонтай
Антонина Шуранова — Роза Люксембург
Олег Янковский — Георгий Пятаков
Иннокентий Смоктуновский — Генерал-губернатор Финляндии Н. И. Бобриков
Юрий Демич — Николай II
Пётр Шелохонов — Покровский
Александр Демьяненко — текст от автора

(no subject)

From: [identity profile] vive-liberta.livejournal.com - Date: 2023-01-24 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com - Date: 2023-01-25 04:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bb1755.livejournal.com - Date: 2023-01-24 08:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-24 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com
Спасибо за рекомендации и подсказки. И за тексты.

Сам я не выскажусь резко, однако фильм"На одной планете" и меня чем-то настораживает. Тот факт, что либералы выделяют в кинолениниане именно этот фильм, тоже сигнал своего рода.
Коллеги говорили уже об эпизоде с дипмиссией. Поддержу. Возможно, такова природа актера, что маккиавелизм правого дела (с) он передал точно, филигранно, без фальши. А контраст искренности В.И.Л. с другими людьми в другой обстановке у И.Смоктуновского не получился. Не так чтоб я "не ве-рю!", а убедительности не достает.
Edited Date: 2023-01-24 03:48 pm (UTC)

Date: 2023-01-24 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] marianne68.livejournal.com
С Майзелем не могу согласиться и в том, что комичность отличает только фильм "На одной планете" — в фильмах Сергея Юткевича комичности больше. С той разницей, что у Юткевича и юмор, и ирония добрые.

Не думаю, что у И.Ольшвангера и сценариста были какие-то злостные тайные планы дискредитации Ленина и Советской власти. Скорей всего, просто не хватало опыта в кино, к тому же они чересчур старались. Да и тема среди театральных постановок и телеспектаклей для Ольшвангера особняком так и осталась. Попытался, и не все получилось бесспорно. А И.Смоктуновский силой своего таланта увеличил не только удачные моменты в фильме, но и неудачные.

Date: 2023-01-28 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Наверное, я очень мотивированный зритель, и мне стилизация под хронику или репортаж нравится. Не хочется отрываться от экрана )

Date: 2023-01-28 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] lillibulero.livejournal.com
Слово за слово. Оказывается, Жан-Люк Годар снимал фильм "Владимир и Роза (https://vk.com/video2814248_166912832)". Разумеется, Годар — это Годар (с), то есть ожидать чего-либо исторического не надо, иначе будете жестоко наказаны. Но некая опосредованная, ассоциативная и идейная связь с фильмом Сергея Юткевича "Ленин в Париже" улавливается. Для меня; для другого зрителя может быть все иначе.

Date: 2023-01-28 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
А ведь Робер Брессон во многом прав... (https://bb1755.livejournal.com/25663.html)
"С популярными актерами и актрисами вы неизменно движетесь в сторону чего-то знакомого. Вам заранее известна их реакция в тот или другой момент, и это никак не способствует раскрытию человеческой личности. Фильмы, которые снимают сейчас с участием звезд, — это просто документальные ленты о тех или иных актерах, так их и будут воспринимать лет через сто. ...
Не следует искать для фильма подходящее вашему персонажу лицо или, скажем, белокурые волосы — важно лишь сходство натур, характеров, моральное сходство."

Сравните с репликой Юрия Каюрова (https://aurora-caffe.livejournal.com/14457.html?thread=695673#t695673):
"Это был Кеша. У него ведь, как говорится, чуть-чуть (делает неопределенное движение пальцами вблизи виска. - Ред.)… это у него было, во всех его ролях. Он гениальный артист, безусловно, но, когда берет правой рукой телефон и прикладывает его не к правому, а к левому уху… ну с какой стати? Но он такой. И грим там был такой… я не скажу, что это Владимир Ильич, это Смоктуновский, который, исполняя его роль, делает все свои «кешины штучки»."

Date: 2023-01-29 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com
И правда...

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2023-01-29 09:54 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-28 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] saint-honore398.livejournal.com
Спасибо, некоторые фильмы из тех, на которые указали в разговоре, я посмотрел. И я не вижу конфликтности между образами и сюжетами довоенных фильмов и фильмов 50-60-х. В.И.Л. человек сложный и многогранный, только без мучительной противоречивости внутри. И кинематограф в разное время располагал разными средствами. "Ленин в Польше" С.Юткевича гораздо более экспериментальный и необычный (мне кажется), чем "На одной планете".

Скажите, а кто-нибудь рискнул заглянуть в новоделы? "Демон революции" и т.п.? ((
Я — нет, и не буду себя заставлять. Но в 1993 году, это я лишь в связи с нашей беседой узнал, поставили сериал "Раскол" (ссылка на 1-ю серию (https://youtu.be/JexYmRJjft0)). Режиссер Сергей Колосов, в роли В.И.Л. — Вадим Романов. Временные рамки сюжета пересекаются с фильмом "В начале века".

(no subject)

From: [identity profile] j-tivale.livejournal.com - Date: 2023-01-29 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cives-loci.livejournal.com - Date: 2023-01-29 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homme-larochell.livejournal.com - Date: 2023-01-29 09:10 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

aurora_caffe: (Default)
p.o.i.n.t...d.u...j.o.u.r

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios