[identity profile] eliabe-l.livejournal.com posting in [community profile] aurora_caffe
Отрывок из письма Юрия Николаевича Либединского Сталину:
«На днях особое совещание приговорило к пяти годам лагеря Марианну Анатольевну Герасимову, мою бывшую жену, оставшуюся на всю жизнь моим луч­шим другом и товарищем, человека, которому в мо­лодости я посвятил свою первую книгу «Неделя» <...> Но я знаю все чувства и мысли этого человека <...> И я уверен, что она невиновна, что здесь имеет место ка­ кой-либо гнусный оговор или несчастное стечение обстоятельств. Я уверен в этом, так как знаю, что Марианна Герасимова коммунист поразительной ду­шевной чистоты, стойкости, высокой большевистс­кой сознательности. До 1935 года она работала в НКВД, и ее могли оговорить те враги народа, кото­рые работали вместе с ней. Я уверен, что она не мог­ла сделать ничего такого, что было бы преступно на­правлено против Советской власти.
Не я один так думаю. Не говоря уже.о том, что я готов хоть сейчас назвать не менее десяти чело­ век, коммунистов и беспартийных, которые подпи­шутся под каждым словом этого письма, — все, кто мало-мальски близко знает этого человека, удивлены, огорошены, больше скажу, дезориентированы этим арестом. С 1935 года она на пенсии по временной инвалидности, после мозговой болезни. Эта мозго­вая болезнь является следствием многолетнего пе­реутомления. Этот человек отдал свой мозг револю­ции — и вот ее, страдающую страшными припадка­ми головной боли, доводящей ее до потери созна­ния, — арестовывают. Товарищ Сталин, я уверен, что напрасно!
Вы сказали великие слова о том, что для нас, рядо­вых членов партии, вопрос о пребывании в ее рядах — есть вопрос жизни и смерти. Судите же, в какой сте­пени я уверен в Марианне Герасимовой, если, зная приговор и легко представляя себе ту ответственность, которую я на себя принимаю, я пишу Вам это пись­мо. Но я знаю, так сделаю не один я, так сделает вся­кий, кто знает Герасимову так, как знаю ее я.
Товарищ Сталин, вся моя просьба состоит един­ственно в том, чтобы дело Марианны Герасимовой рассматривалось бы судом, пусть военным, беспощад­ным и строгим, советским справедливым судом со всеми его демократическими особенностями. И я уве­рен, она будет оправдана!
Мне кажется совершенно нелепым, чтобы челове­ка, в такой степени безмерно преданного делу партии, можно было бы запереть в лагерь. Не сомневаюсь, что и там, если только позволит ее здоровье, она будет трудиться в первых рядах. Но зачем брать у нее на­ сильно то, что она сама в любой момент отдаст доб­ровольно — труд, самую жизнь...»



Цитирую по В. И. Бережков, С. В. Пехтерева, "Женщины-чекистки", М., Олмас-пресс, 2003, с. 163-171.
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Page generated Jan. 14th, 2026 06:28 am
Powered by Dreamwidth Studios